Найти тему

Зачем внедрять профильное обучение в школе?

Оглавление

По данным Минтруда, больше трети выпускников российских вузов работают не по специальности. Это результат неправильного выбора профобласти, который начинается уже в старшей школе. О важности профилизации, ее качественном внедрении и последующей оценке результатов мы поговорили с директором Лицея НИУ ВШЭ Дмитрием Фишбейом.

О необходимости профилизации

«Чем бы я хотел заниматься дальше во взрослой жизни?», – один из основных вопросов, который волнует ученика на пороге 10-11 класса. И это нормально, если в 15 лет ребенок не представляет, кто он. Задача старшей школы – дать ребенку возможность попробовать себя в близкой профобласти, чтобы к концу обучения осознанно выбрать вуз. Профилизация — естественный способ это сделать.

Противники профильного обучения утвержают, что этого недостаточно – нет фундаментальности. Однако изучать все предметы углубленно невозможно – в старшей школе их может быть около 15-ти. С такой нагрузкой школьник переутомится и перестать спать. Поэтому логично, что ребенку следует выбрать одну наиболее интересную на данный момент область знания и изучать ее серьезнее, чем остальные.

Многие взрослые-выпускники не профильных школ, вспоминают, что на предметах, к которым у них не было склонности, им просто приходилось «выживать». И сейчас они их уже совершенно не помнят, что на них изучали. Было бы гораздо лучше, если бы они больше времени посвящали дисциплинам, которые нравились, и не тратили его на занятия, которые не приносят результата.

Составляющие качественного профильного обучения

  • Вариативность профилей.
    У ребят должен быть выбор. Если количество вариантов ограничено, повышается угроза адекватности выбора.
  • Право сменить профиль.
    У старшеклассника должна быть возможность изменить направление, если он ошибся с выбором. Так профилизация не превратится в колею.
  • Усилия со стороны ребенка.
    Лучше, если у учеников будет много прав. Например, самостоятельный выбор профиля, составление индивидуального учебного плана.
  • «Большая» старшая школа.
    Если в старших классах два потока с общим количеством в 50 учеников, предложить им 5 профилей нереально.

Как успешно запустить профили в школе?

1. Опирайтесь на свои кадры. Если в учебном заведении есть сильные биологи, химики и физики – логично запустить естественнонаучное направление. Если нет, не стоит этого делать. Лучше сохранять вариативность в рамках одного направления, чем создавать много разных, но неэффективных классов.

2. Сотрудничайте с вузами. Среди школьных учителей сложно найти крутых экономистов, политологов или программистов. А если, например, «Право» будет вести человек, который напрямую связан с юриспруденцией, ребенок сможет себя с ним соотнести и лучше понять, подходит ему это занятие или нет.

3. Обеспечьте индивидуализацию. Необходимо организовать обучение так, чтобы у ученика был индивидуальный учебный план и возможность выбора траектории. В Лицее НИУ ВШЭ, например, ученики вместо классов поделены на группы по схожим индивидуальным учебным планам.

4. Обращайтесь к специалистам. Внедрить профильные направления помогут консультанты. Например, компания «Атлас Коммуникации» в апреле 2022 года запустила федеральный проект «Предпринимательский класс». Он позволяет открыть обучение школьников предпринимательству на базе социально-экономического профиля.

«Атлас Коммуникации» обеспечивает школе методическую и организационную поддержку на всех этапах. В пакет участника федерального проекта входят:

  • готовые программы и методические материалы профильных предметов и элективов;
  • методическое сопровождение и коммуникация с региональными партнерами: вузами и бизнес-сообществом;
  • полная дорожная карта проекта;
  • курсы повышения квалификации для педагогов.

Как оценить функционирование профильных классов?

Оценить, насколько эффективно работает тот или иной профиль, можно по двум параметрам:

  1. Количество учеников, которые поступили на профильные образовательные программы бакалавриата конкретного профиля. 60-70 % – это хороший результат. Менее 20 % – профиль точно не работает.
  2. Количество учеников, которые остаются на образовательной программе до конца второго курса. Если 70 % детей разочаровались и ушли на начальном этапе – это плохой показатель.

Сейчас в проекте участвуют школы Московской, Вологодской, Калининградской и Свердловской областей. Они готовятся  открыть классы предпринимательской направленности уже с 1 сентября 2022 года.

Откройте предпринимательский класс в своей школе!

Получите презентацию с подробным описанием программы на сайте.