Найти тему
Евразия.Эксперт

Фальсификация советской истории провоцирует раскол в Молдове – молдавский историк

Фото: Vladislav Culiomza/Reuters
Фото: Vladislav Culiomza/Reuters

14 июля президент Молдовы Майя Санду объяснила решение правительства по усилению армии «российской угрозой». Как подчеркнули в Кремле, реальных причин опасаться Москвы у Кишинева нет, идея «угрозы» является абсурдной. Доверие и дружба между двумя народами существовали столетиями, и в трудных ситуациях республика обращалась за поддержкой именно к России, всегда ее получая. Сегодня в Кишиневе пытаются забыть об общей истории и в негативном свете выставляют советский период. Излюбленной темой фальсификаций стал голод 1946-1947 гг. Однако факты о восстановлении Молдовы после Великой Отечественной войны говорят сами за себя. Что происходило в те годы на самом деле, и кому выгодна «отмена» заслуг СССР, в интервью «Евразия.Эксперт» объяснил историк и политолог, член Совета гражданского общества при президенте Молдовы (2017-2020 гг.) Борис Шаповалов.

– Борис Андреевич, 17 июля 1945 г. председатель Совета Министров Молдавской ССР Николай Коваль был назначен первым послевоенным руководителем Молдавской ССР. На годы его руководства пришлось восстановление экономики республики после Великой Отечественной войны. Какие ключевые задачи предстояло решить в процессе восстановления Молдовы?

– Боевые действия на территории Молдавской советской республики, и особенно оккупационная политика Румынии, разрушили не только экономику, но и весь социум, существовавший в Молдавии накануне Великой Отечественной войны. Города и десятки сел лежали в руинах, были разрушены промышленность и транспортная инфраструктура, система медицинской помощи и санитарной безопасности. Но основной ущерб заключался в людских потерях.

Общая численность мирных жителей, погибших от руки оккупантов и в заключении, превысила 150 тыс. человек, 7% оккупированной Молдовы. Смертность к концу 1942 г. возросла до 50 случаев на 100 тыс. жителей. 34% умерших составляли дети в возрасте до одного года. Вследствие голода и эпидемий за неполные два года оккупации (с августа 1941 г. по 15 мая 1943 г.) в Бессарабии погибло более 220 тыс. человек, почти 10% населения области. Общая численность погибших вследствие сыпного или брюшного тифа, туберкулеза, дизентерии, а также вызванных голодом болезней сердца и других заболеваний с июня 1944 г. по август 1946 г. составила в республике 107 тыс. человек.

Демографические потери Советской Молдавии в годы Великой Отечественной войны составили более 650 тыс. человек. Из них 84 тыс. человек погибли на фронте, сражаясь в составе Красной Армии. Число бессарабцев, погибших в рядах румынской армии, главным образом в период ее участия в войне против Германии, было невелико. Гибель более 550 тыс. мирных жителей Молдавии являлась следствием румынско-немецкой оккупации.

Особо следует отметить, что только в ходе Холокоста, который официально признан румынским государством, на территории Бессарабии и Приднестровья румынским оккупационным режимом целенаправленно было уничтожено около 300 тыс. евреев и 50 тыс. цыган. Разные исследователи по-разному оценили количество румынских, молдавских и украинских евреев, истребленных румынскими властями во время Холокоста. Изучив все эти данные, специальная комиссия, организованная в Румынии для выяснения этого вопроса, пришла к выводу, что количество истребленных во время Холокоста румынских, молдавских и украинских евреев, находящихся под румынской юрисдикцией, составило от 280 тыс. до 380 тыс. человек. Некоторые исследователи говорят о полумиллионе человек.

Освобождение Молдавии весной-летом 1944 г. позволило приступить к ее возрождению, реэвакуации из восточных районов СССР людей, промышленного оборудования и социально-культурных учреждений. Большое внимание уделялось созданию оперативных групп, призванных возглавить работу на местах сразу после освобождения территории. Прежде всего, предстояло решить вопрос с квалифицированными кадрами во всех отраслях хозяйственной деятельности. Необходимо было восстановить партийные, советские, хозяйственные и общественные организации. Практически заново создавать промышленность при почти полном отсутствии оборудования, строительных материалов и очень ограниченном количестве квалифицированных кадров и специалистов. Трудности возрождения освобожденной Молдавии осложнялась антисоветскими действиями оставшихся здесь враждебных советской власти элементов.

Совнарком СССР отпустил Молдавии десятки миллионов рублей, выделил промышленное оборудование, строительный лес, цемент, стекло, кровлю и другие строительные материалы. В течение года были восстановлены 28 машинно-тракторных станций и мастерских текущего ремонта при них. Республике было выделено 380 тракторов, прицепной инвентарь к ним, запасные части к сельскохозяйственным машинам и 14 тыс. голов скота.

Восстанавливалась работа больниц и школ. В Молдавию было направлено большое количество учителей, врачей, фельдшеров и медицинских сестер. Система здравоохранения практически была создана заново. Только до конца 1944 г. в республике было подготовлено из местного населения на краткосрочных курсах около 11 тыс. человек для различных звеньев промышленности, сельского хозяйства, строительства, народного образования, связи и торговли. Усилиями рабочих и инженерно-технических работников к концу 1945 г. в республике было полностью или частично восстановлено и пущено в эксплуатацию более 500 предприятий.

– Экономика Молдовы была восстановлена после Великой Отечественной войны в самые короткие сроки. Несмотря на продолжающиеся боевые действия, работы по восстановлению начались сразу же после завершения Ясско-Кишиневской войсковой операции и закончились к 1948 г. Что стало залогом таких высоких темпов восстановления?

– Так происходило на всех освобождаемых Красной Армией оккупированных фашистами территориях. На второй день после освобождения во все села, поселки и города входили так называемые «тройки» или «пятерки» заранее подготовленных руководителей населенных пунктов. Их задачей была организация восстановления хозяйственной деятельности на освобожденной территории и нормальной мирной жизни. Это все происходило под руководством партийных и советских органов власти. В течение недели в освобожденном городе или районе начинал действовать городской или районный временный комитет компартии и городской или районный исполнительный комитет.

Соответственно, в освобожденных в марте-апреле 1944 г. северных районах республики и приднестровских населенных пунктах сразу началось возрождение деятельности предприятий и крупных коллективных сельскохозяйственных объединений. С сентября 1944 г. возрождение началось и на территории республики, освобожденной в ходе Ясско-Кишиневской наступательной операции.

В республику советское руководство направило учителей, врачей, инженеров, станки, оборудование. Для ликвидации острого недостатка в кадрах в Молдавию из братских советских республик было направлено более тысячи специалистов, партийных, советских и хозяйственных работников. В 1944 г. в Тирасполь вернулся педагогический институт, в Кишиневе были открыты университет, пединститут, сельхозинститут, сюда был переведен 2‑й Ленинградский медицинский институт.

Были открыты Кишиневская табачная фабрика и ряд предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в Кишиневе, Бельцах, Тирасполе, Сороках и других городах. Только дотация к бюджету Молдавии на 1944 и 1945 гг. составила более 448 млн рублей, что в два с половиной раза превысило ее доходы. Заметьте, все это происходило в условиях продолжающейся войны. Ну, а с 1946 г. началось плановое восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства.

Справка «Евразия.Эксперт»:

Союзные республики старались помогать друг другу справиться с общей бедой. Уже зимой 1944-1945 гг. в Молдову было ввезено оборудование для 22 крупных предприятий. Республике были переданы 20 тыс. т черных металлов, 226 тыс. т каменного угля, 51 тыс. т нефтепродуктов. Из республик СССР, главным образом из РСФСР, для послевоенного восстановления Молдавии были направлены 17,4 т семян, 17 тыс. лошадей, 48 тыс. овец, 10,8 голов крупного рогатого скота, техника для обработки полей. При этом к середине 1950‑х гг. в республике была ликвидирована безграмотность, повысился общеобразовательный уровень населения.

– К 1948 г. в Молдавии был достигнут довоенный уровень промышленного производства. В республике практически заново были созданы машиностроение, металлообработка, приборостроение, электроэнергетика, промышленность стройматериалов и др. В чем были особенности промышленной специализации Молдавии? Почему после распада СССР Молдавия в значительной степени утратила статус промышленно развитой республики?

– В 1948 г. довоенный уровень развития промышленности в целом по СССР был превзойден на 18%. К 1950 г. – более чем на 73%. За 1946-1950 гг. было восстановлено и построено свыше 6200 предприятий. В сельском хозяйстве довоенный уровень производства удалось превзойти только в 1952 г. Сокращалась численность сельских жителей. Ежегодно из колхозов в города уходило около 1,5 млн человек.

В Молдавской ССР была самая высокая плотность населения. Жителям чисто крестьянской республики нужно было дать хлеб и работу. Поэтому советское руководство республики серьезно занималось промышленным строительством. За четыре послевоенных десятилетия Советская Молдавия из крестьянской аграрной республики превратилась в высокоразвитую аграрно-индустриальную страну.

Было построено около 650 промышленных предприятий, в республике работало более тысячи колхозов и совхозов, научно-производственных объединений и сельско-хозяйственных комплексов. Советскую Молдавию по праву называли «цветущим садом» СССР. Она производила свои трактора, телевизоры, стиральные машины, холодильники, насосы, сельскохозяйственную технику и оборудование. В республике работало 36 крупнейших предприятий союзного подчинения в приборостроении, электротехнической и легковой промышленности, производивших гражданскую и военную продукцию. Молдавские электростанции поставляли электроэнергию в Румынию, Болгарию и на Балканы.

После распада СССР распался и единый народнохозяйственный комплекс. А СССР уничтожили не для того, чтобы промышленность и сельское хозяйство бывших советских республик конкурировали с европейскими производствами. Поэтому в 1990‑е гг. практически все крупные предприятия и коллективные сельхозпредприятия в Молдове были уничтожены под руководством советников из Всемирного банка, Международного валютного фонда и различных европейских структур. Эти процессы были одинаковы почти во всех советских республиках. Только России и Беларуси с Казахстаном удалось сохранить свое производство и выстоять в борьбе с современным европейским неоколониализмом.

Сначала ЕС запустил Программу Технической помощи «Тасис» для постсоветских республик. В результате этой программы «реформирования» практически была уничтожена молдавская промышленность. Затем американская программа реформирования сельского хозяйства «Пэмынт-Земля» уничтожила колхозы и совхозы – крупное сельскохозяйственное товарное производство. А колхозы и совхозы содержали всю социальную сферу на селе. Сельская местность практически осталась без рабочих мест. Так в 1990‑е гг. в Молдавии появились сотни тысяч безработных, которые уехали на заработки в Россию и европейские страны.

– События, связанные с голодом 1946-1947 гг., используются в попытках разделить Молдову и Россию, публикуются многочисленные фальсификации. На деле же СССР бросил на восстановление Молдовы и помощь в борьбе с голодом все доступные на тот период ресурсы. Кому выгодно распространять фейки на тему голода, в каких целях они используются?

– За годы войны в сельском хозяйстве Советского Союза на четверть уменьшилась посевная площадь. Отрасль лишилась 40% тракторов, 28% комбайнов, 72% грузовых автомобилей, 17 млн голов крупного рогатого скота. Урожайность упала до 5,6 центнера с га вместо 8,6 центнера с га в 1940 г. В 1945 г. зерна и хлопка было собрано в два раза меньше, чем в 1940 г., сахарной свеклы – на 30%, мяса и сала получено на 55% меньше. В целом продукция сельского хозяйства сократилась на 40% по сравнению с довоенным уровнем.

Страна потеряла 1/3 национального богатства, а одна из союзных республик – Белоруссия – свыше 1/2. На оккупированных территориях была полностью разрушена промышленность, нанесен значительный урон сельскому хозяйству. Ситуация в советском сельском хозяйстве обострилась засухой 1946 г., ставшей одной из жесточайших в ХХ веке и охватившей все зерновые районы страны. В результате было собрано и заготовлено зерна меньше, чем в 1945 г., и вдвое меньше, чем в 1940 г. В 1946-1948 гг. СССР поразил голод, унесший около 2 млн человек.

К цифре демографических потерь Молдавской ССР в годы войны, по мнению молдавского историка П.М. Шорникова, следует добавить более 120 тыс. жителей республики, погибших от голода 1946-1947 гг. Голод был обусловлен не только засухой и гибелью урожая в 1945-1946 г., но и разорением сельского хозяйства, промышленности, социальной инфраструктуры республики в годы оккупации. Таким образом, в годы Второй мировой войны и от ее последствий демографические потери Молдавии, чье население в начале 1941 г. составляло 2,7 млн. чел., достигли 770 тыс. человек.

Сельское хозяйство Молдовы было подорвано расхищением семенного фонда, вырубкой садов и виноградников, массовым угоном в Румынию скота, вывозом сельскохозяйственной техники. В районах к востоку от Днестра румынские власти успели изъять 60% лошадей и 75% волов. Не лучше было положение западнее Днестра.

Из-за военных действий в 1944 г. погибло 27,3% озимых посевов всей Молдавии. Сотни тысяч крестьян были призваны в армию, и сельское хозяйство оставалось без большей части рабочих рук. Огромные площади временно выпали из хозяйственного оборота, поскольку пашни, сады и виноградники были заминированы. Поэтому объективных причин для голода, в условиях природных катаклизмов 1945 и 1945 гг., на молдавской земле было много.

Тему голода 1946-1947 гг. и двух депортаций 1941 и 1949 гг. в Молдове постоянно будируют прорумынские унионистские политические силы и представители ряда политических и общественных формирований правого толка, которые во всем периоде советской истории современного молдавского государства видят только эти трагические страницы. Сколько было построено заводов и фабрик, больниц и школ, открыто высших учебных заведений и научных институтов их не интересует, ведь тогда нужно будет хорошо говорить о советской власти и бесспорных преимуществах социалистического государства. Поэтому в рамках антисоветской и антироссийской пропаганды многие молдавские политики и историки устраивают «всемирный плач» по поводу «организованного» голода и депортаций врагов советского строя и колхозного строительства. И делается это в контексте того, что виноваты в этом коммунисты и русские.

Конечно, такая официальная политика и необъективные оценки ряда исторических событий используются современной молдавской властью для разделения общества на «коренных» и «пришлых», а также для оправдания прорумынских унионистских тенденций, направленных на уничтожение молдавского государства. Это подается как «вековая мечта» молдавского народа о воссоединении с Румынией. Воссоединение с Румынией сегодня объявляется единственным путем вхождения Молдовы в Европейский союз.

– В 2022 г. парламент Молдовы проголосовал за учреждение ежегодного «Дня памяти жертв организованного голода». Оппозиция (социалисты, коммунисты, партия «Шор») покинула зал во время голосования, выразив протест против учреждения памятного дня в такой формулировке. Почему принятое решение вызвало широкое недовольство? Какие риски создают попытки переписывания истории подобным образом, не толкает ли это Молдавию на украинский путь?

– Это действительно открытое и наглое переписывание истории нашей страны в духе злобного антисоветизма и русофобии. Были у нас великие достижения и победы, и были, к сожалению, и трагические страницы в нашей истории. И причины этому были как объективные, так и субъективные. Голод в 1946-1947 гг. был во многих регионах Советского Союза, но он никак не был организованным со стороны руководства страны, со стороны советской власти.

Советский проект и сегодня, спустя 30 лет после распада СССР, воспринимается коллективным Западом как нечто, способное вернуться, а значит, опасное. Кроме того, это был сильный проект, которому сейчас, по большому счету, умирающему либеральному обществу нечего противопоставить: он воспринимается именно как возможный конкурент, с которым нужно бороться любыми способами. А в Молдове историю переписывают исключительно из страха, что придется отвечать за разграбленное советское имущество, полученное вдобавок к государственному суверенитету.

Задача западной пропаганды, которая больна вековой русофобией, переходящей в последние годы в откровенную «русофрению», – очернить все советское. А между советским и российским сегодня Запад специально ставит знак равенства.

Политика ЕС все 30 лет после распада СССР направлена на то, чтобы вывести бывшие советские республики из-под влияния России. Инструментом для реализации этой задачи являются антисоветизм и русофобия. В Польше, Украине, прибалтийских государствах открыты «институты памяти», задачей которых является преднамеренное очернение советского периода в истории этих государств, фальсификация истории СССР и Великой Отечественной войны. В этих странах не замечают восхваления и героизации фашистских преступников, возрождения неофашизма в различных формах его проявления, борются со всем советским, переименовывают улицы, площади и города, сносят памятники. Конечно, все это угрожает и Молдове.