15 июля 1926 года в Новосибирске запустили регулярное автобусное движение. А первые автобусы в нашем городе появились тремя годами ранее, — в июле 1923 года. Первый автобусный парк Ново-Николаевска состоял из двух старых трёхтонных грузовиков марки «Уайт», к которым прикрепили лёгкие кузова с 12 посадочными местами в каждом. Такие машины называли автомобусами.
Первый автобусный, или автомобусный, маршрут проложили от вокзала Томской железной, — теперь это Новосибирск-главный, — через Базарную, или Красную площадь в центре, — ныне площадь Ленина — и до вокзала Алтайской железной дороги в Закаменском районе, ныне это станция Новосибирск-Южный в Октябрьском районе.
В 1923 году в Ново-Николаевске жило более 76 тысяч человек. Поначалу горожане обрадовались: наконец-то на смену конному извозу пришёл новый современный вид транспорта! Но радость эта продлилась не долго.
Во-первых, за поездку в автомобусе брали дорого — 10 рублей. Это при минимальной зарплате по губернии в 280 рублей. Так что, как писали в газетах, разъезжали на этих «экипажах мечты», в основном, разные спекулянты и базарные торговцы.
Во-вторых, дорогое удовольствие было к тому же весьма сомнительным. Автомобусы постоянно ломались или застревали в грязи незамощённых улиц и переулков. Из 200 вёрст улиц замощёнными в городе были только десять. Даже по Базарной площади (самый центр города!) весной и осенью было ни пройти, ни проехать, — сплошное непролазное болото из грязной каши.
Точного расписания движения не было, а на конечных остановках машины стояли до тех пор, пока не забивались так, что багаж приходилось ставить на крышу кабины. Всё это привело к тому, что от автомобусов решили отказаться, а рынок пассажирских перевозок отдать двум десяткам частных автомобилей.
В 1925 году в Ново-Николаевске вновь заговорили о том, что городу нужны автобусы. В октябре этого года городские чиновники разработали пятилетний план организации автобусного сообщения и посчитали, что городу нужно как минимум 30 автобусов по 16 мест каждый. С учётом пожелания горожан остановились на «Фордах» на 10-12 человек, — они стоили по 2,5 тысячи рублей каждый. Посчитав, сколько будет стоить доставка, строительство гаража и обслуживание машин, выяснили, что на создание автобусного парке из 30-ти единиц подвижного состава требуется 150 тысяч рублей.
Однако сначала решили потратить только 55 тысяч рублей и ограничиться десятью автобусами.
В середине декабря в прессе писали, что город купил 10 новых автобусов, но почему-то уже марки «Фиат», которые придут через два-три месяца. Управляющий Сибавтопромторга, — конторы, которая вместе с горсоветом занималась налаживаем автобусного движения, — товарищ Литвиненко заверял, что автобусы в Новосибирске пойдут с 1 мая 1926 года. Но вот только речь шла уже о пяти машинах автобусах «Рено» вместимостью до 35 человек и пяти «Фиатах» на 20 человек. Маршрутов обещали сделать четыре, и все они должны были быть привязаны к мощёным улицам. В перспективы хотели пустить автобусы даже к дачам и местам загородного отдыха.
Пресса то и дело сообщала, что автобусы, дескать, в пути, и что вот-вот прибудут. В городе готовились принять новые машины. На улицах, предназначенных для автобусного движения, выправляли мостовые и сглаживали острые углы на перекрёстках. На остановках ставили павильоны для ожидающих пассажиров. Под гараж ремонтировали каменный корпус. Но вот только ни «Рено», ни «Фиаты», ни «Форды» в Новосибирск тогда так и не пришли…
Поступили грузовики «Вомаг». В кузовах поставили мягкие сиденья, укрыли тентами и пустили 15 июля 1926 года по прежнему маршруту: вокзал — Центр — Закаменка.
Парк автобусов постепенно пополнялся, — в 1928 году он насчитывал 20 машин. В 1929 году в городе было 40 автобусов, 11 из которых были советского производства — АМО-Ф-15.
Именно тогда автобусы в зависимости от маршрута стали раскрашивать в разные цвета: зелёные, голубые, фиолетовые и оранжевые.
На остановках можно было услышать такой, например, диалог:
— Вы какой автобус ждёте?
— Голубой.
Зелёный автобус маршрута № 1 курсировал от вокзала через центр до завода «Труд». Маршрут № 2 голубого автобуса пролегал от Октябрьской (Закаменской площади) до Ельцовской, то есть до современного Бурлинского железнодорожного переезда. На фиолетовом автобусе маршрута № 3 можно было доехать от Холодильника, — это районе ДК Кирова, — через центр до Мылзавода, — это Новосибирский жировой комбинат на ул. Семьи Шамшиных, 94. И, наконец, оранжевый автобус ходил по маршруту № 4 от вокзала с остановкой в центре и до мусульманского кладбища в районе Берёзовой рощи.
Дороги, впрочем, оставляли желать лучшего. Придумали даже устроить на автобусных маршрутах две специальные автомобильные колеи из тёсаного камня шириною каждая в 0,5 метра, а то автобусы не успевали ремонтировать. А вот с началом асфальтирования дорог в конце 1930-х годов количество маршрутных автобусов в городе выросло в три раза.