Найти тему
Ирина Нармонтене

Золушка: в чём смысл сказки

Сказку про Золушку сочинил придворный поэт по имени Шарль Перро, живший в Париже в эпоху классицизма. Данная сказка полюбилась всему миру, хотя её утончённый поэтичный смысл вряд ли всем понятен. Большинству импонирует лишь основная линия сюжета о том, как простая бедняжка вышла замуж за принца. Но это не совсем правда.

Начнём с того, что изначально Золушка была дочерью знатного вельможи, который овдовел. То есть, она по сюжету сказки была не простолюдинкой, а благородной дамой из высшего общества, которую затюкали в семье, вместе с её мягкосердечным отцом. Иными словами, после смерти матери её счастливая жизнь закончилась, поскольку отец женился снова, а мачеха невзлюбила героиню. Сравнение изящной и благовоспитанной девицы с её двумя дочерями было невыгодным для сводных сестёр на выданье, оттого несчастную Золушку отправили на кухню, заниматься чёрной работой, чтобы красота её максимально померкла.

Когда судьба в образе доброй феи, приходившейся крёстной юной прелестнице, вмешалась в сюжет сказки, в её жизни снова начинаются волшебные метаморфозы, на которые имеет смысл обратить пристальное внимание. Сначала грязное рабочее платье превращается в бальное, за что недавно плачущая крестница радостно благодарит фею, уже готовая мчаться на бал. Наивная, ей платья вполне достаточно... Хотя, по сути платье олицетворяет честь, что намекает на стремление домашних врагов всячески запятнать репутацию Золушки, поскольку та была потенциальной конкуренткой, способной лишить сводных сестриц выгодной партии, привлекая внимание женихов к собственной персоне. Прислуга в старину не имела репутации, поскольку была полностью во власти хозяев, которые могли даже обесчестить походя (было бы желание), а после выдать замуж за слугу...

Крёстная однозначно понимает больше о том, как знатной девице следует явиться на бал и с помощью магического искусства превращает тыкву в карету. Мыши становятся упряжкой лошадей, а жирная крыса служит кучером транспортного средства для Золушки. В завершение юный паж и ученик феи дарит девушке чудесные раззолочёные туфельки... В изначальном варианте те знаковые туфельки были оторочены мехом и именно в них скрыт смысл всей сказки гениального парижанина. Мех всегда олицетворяет сексуальность, а особенно на изящных маленьких ножках героини должен был выглядеть эротично... Становится понятно, отчего принц сразу же потерял голову в присутствии очаровательной незнакомки.

Вспомним, как убегая, Золушка потеряла туфельку на балу, а влюблённый принц принимается искать красавицу, примеряя туфельку всем девицам королевства. Каждая была рада стать невестой принца и будущей королевой, в том числе сводные сёстры Золушки. Но как они ни пялили туфельку на грубые лапы, туфелька оказалась слишком маленькой. По доброте душевной, Золушка согласилась помочь одной из сестёр всё-таки надеть утерянный ею собственный туфель.

И тут, по моему мнению, открывается главный смысл сказки. Маленькая ножка Золушки олицетворяет собой её скромность в желаниях. Ей достаточно просто любить и быть любимой. То есть ей ничего не нужно было от принца, кроме него самого. Сводные сёстры были жадны до престижу и богатства, оттого крошечная туфелька всё-таки соскочила с огромной ноги лживой лицемерки во время танца! Её фальшь обнажилась при близком контакте с принцем, а тот, конечно же всё понял... Это означает, что выходить замуж надо только по любви, а не из-за материалистичных желаний.

Сводной сестре туфелька была катастрофически мала, а это означает, что брак с принцем казался самодовольной девице лишь способом в своё время сесть на королевский трон. Добродушной Золушке туфелька была напротив, чуть великовата. То есть, она не смела даже надеяться на взаимность прекрасного юноши и оттого была безмерно счастлива, когда тот выбрал в жёны именно её. Ничего не желая, просто любя, она получила всё и сразу: любовь, корону, власть, богатство и славу.

Ещё один момент сказочного повествования заслуживает вдумчивого рассмотрения. Добрая фея, провожая крестницу на бал, напутствует не задерживаться там позже двенадцати часов, иначе карета снова станет тыквой, кони мышами, кучер крысой, а великолепное платье очаровательной красавицы опять превратится в грязную, оборванную робу чумазой прислуги. Видимо, юная девица не придала особого значения важному напутствию, а зря.

Если девушка гуляет после полуночи, то мужчине, даже неопытному может показаться, что она не совсем девушка, а какая-то распутница. К падшим женщинам иное отношение, с ними особо не церемонятся. Опять же, Золушка не знала, что все часы во дворце были переведены на час назад, чтобы продлить бал. Задержавшись допоздна, бедняжка вдруг увидела, что она уже не принцесса, а грязная оборванка, какой привыкла видеть себя глазами завистливой мачехи с её заносчивыми дочерями... Магическое очарование её великолепного образа, созданное доброй волшебницей, развеялось. Чувствуя себя недостойной больше оставаться рядом с возлюбленным, она сбегает прочь.

Ещё один смысл данного эпизода можно усмотреть, вспоминая собственную реакцию на слишком долго засидевшихся гостей. Навязчивость способна заслонить все хорошие качества, так что уже не радует ни красота гостя, ни его умные речи, ни показная манерность. Умение вовремя уйти есть искусство, которому однозначно стоило бы научиться. Если хозяин, или просто собеседник начинает отвлекаться, делая долгие паузы, то не ждите, когда вас прямо попросят уйти. Возможно, воспитанный в вежливости человек проявит терпение, чтобы не обидеть. Однако в следующий раз вас не пригласят в гости, или будут сторониться в приличном обществе, а винить в этом следует лишь самих себя.