Знаете, как китайцы заходили на российский рынок? Им даже не пришлось особо напрягаться. Никаких тебе СМК с пресловутой системой оценки качества Поставщиков.
Это началось давно, и я застала некоторые забавные моменты.
Один завод, на котором я в то время работала, затеял интересный эксперимент.
Причем интересный он был не в том смысле, что интересный, а в том, что эксперимент. Это было сделано «поперёк» логике и здравому смыслу.
Как говорится в народе: «На переправе коней не меняют», — что означает: «В трудные времена не нужно ничего менять».
Или как гласит восточная мудрость: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен.», — что означает: «Перемены хуже атомной войны.»
В чем состояла Великая идея московских Акционеров?
Они разбили единый завод на несколько юридических лиц. Вместо одного завода — получилось три недозавода.
Причем, у одного оставили в собственности котельную, подстанцию, водозабор и прочие вспомогательные, но весьма нужные и полезные «штуки».
И другой, отделившийся завод (или отщепившийся, скажем так, завод-отщепенец) должен был у основного завода все эти услуги покупать. Кстати, это достойно отдельной темы. Сейчас речь не о том.
Но для сегодняшней темы, скажу, что Генеральным одного завода поставили, к примеру, дядю Вову — а во главе второго Генеральным стал дядя Миша.
И им сказали: «А теперь соревнуйтесь!»
Ну то есть, сверху в этот завод внесли элемент конкуренции. То есть условно «веник» разделили по прутику.
При том, что до разделения оба завода сильно зависели друг от друга. Маршрут движения деталей по нескольку раз переходил из цеха одного завода — в цех другого.
Но я сейчас подвожу вас к пониманию ужаса ситуации не из-за возросшего документооборота, хотя да, теперь каждую мелкую деталь приходилось оформлять Договорами купли-продажи между заводами.
Акционеры поставили этим разделившимся заводам задачу: «Найти альтернативного Поставщика комплектации!»
То есть, не покупать детали друг у друга, а искать их на стороне. А где искать? Если никто в стране таких не производит? Это же машиностроение, где в нашем автопроме прежде все было организовано на работе смежников.
И бинго! Китай нам поможет! Они могут сделать всё.
Чем тогда (а речь про 2000-е годы) привлёк Китай? Тем, что они брались изготовить вообще всё. Любую деталюху.
Без конструкторской или технической документации. Даже без чертежей. По одному лишь образцу.
И вот наши «мудрецы» закинули образцы деталей на несколько китайских заводов. Ну в смысле — «закинули»?
Они поехали в Китай с визитом на несколько заводов. Им хотелось, кроме всего прочего понять: «А почему в Китае такое дешевое производство?»
И вот что оказалось.
Наши-то наивно предполагали, что там экономия в основном за счет заработной платы. Ведь недостатка работников в Китае точно нет.
Но действительность наших ребят поразила.
Оказалось, что на китайских заводах нет отопления. Нет полов в цехах — станки стоят просто на земле и даже без фундамента.
А самое интересное, что когда наши ребята захотели там сходить в туалет, то их отправили в общий для всего завода туалет.
Ну, то есть. В один туалет там ходят и директор, и уборщица, и слесарь, и все-все...
Конечно, не все там заводы такие. Но если хотим подешевле — то нам сюда.
Итак, напишу продолжение. Если интересно, ставьте лайки и подписывайтесь. Ваша заводская Дурёха.