Найти тему
#Историограф🔎

"От всякой швали держись подальше". История одного предательства.

Оглавление
Князь Михаил Скопин-Шуйский встречает шведского воеводу Делагарди близ Новгорода
Князь Михаил Скопин-Шуйский встречает шведского воеводу Делагарди близ Новгорода

ШВАЛЬ - ж. собират. шушваль, ШУШЕРА, сволочь или сброд, дрянной людишка. шваль сошлась. не гости, а шваль.
ШИТЬ что, шивать, сшивать, пришивать, подшивать, соединять части тканей или кожи и пр. посредством иглы и нитки, ...шваль м. стар. швец, шевец влад. тамб. яросл. вят. перм. новг. олон Толковый словарь В.И. Даль

Откуда ноги растут...

В 1609 году был подписан Выборгский договор о военной помощи Швеции правительству В.И.Шуйского.

Неизвестный художник. Царь Василий Иоаннович Шуйский. 18 век. Государственный исторический музей (Москва).
Неизвестный художник. Царь Василий Иоаннович Шуйский. 18 век. Государственный исторический музей (Москва).

Царь Василий Шуйский обещал вознаграждение Швеции за помощь, и Яков Делагарди прилагает все усилия , чтобы овладеть северо- западными территория Русского государства в качестве залога.

Въезд Шуйского и Делагарди в Москву, Шварц В. Г. 1838,
Въезд Шуйского и Делагарди в Москву, Шварц В. Г. 1838,

В июне 1611 Делагарди взял Новгород штурмом и заставил новгородские власти подписать с ним договор, предусматривающий избрание на московский престол одного из сыновей Карла IX, а до прибытия шведского принца управления новгородской землей переходило в руки Делагарди. Управление осуществлялось на основе русских законов, налоги собирались по старому, а для того чтобы привлечь на свою сторону дворянство и новгородскую верхушку шведы широко использовали пожалования землей. Избрание царем Михаила Романова осложнило ситуацию в Новгороде, новгородские представители отказались признать шведского Карал Филиппа.

Осада Новгорода 1611 года, картина Юхана Хаммера
Осада Новгорода 1611 года, картина Юхана Хаммера

Шведские власти направляют свои усилия чтобы присоединить новгородские земли к шведской короне, однако все попытки не увенчались успехом.

Шведам пришлось отказаться от мягкой налоговой политики. В результате военных действий Новгород оказался отрезанным от южных районов страны, что привело к нехватки продовольствия, голоду и эпидемии. Поборы стали расти с каждым месяцем.

Смутное время и шведская оккупация изменили облик города. Безотрадную картину состояния Новгорода дали голландские дипломаты, наблюдавшие ужасающие картины бедствий новгородцев весной 1616 года.

8 марта… послы прибыли в Новгород. Мы были очень рады тому, что вновь оказались среди людей, с которыми мы могли беседовать, ибо в пути ни в деревнях, ни в усадьбах не было видно людей. Везде мы видели сожженные дома и убитых или умерших от холода и голода людей. Во многих местах на пути от Глебова до Новгорода мы видели трупы, обглоданные до костей дикими медведями и волками, одни наполовину, другие совершенно разорванные…Во время нашего пребывания в Новгороде мы ежедневно выходили из кремля в город и были свидетелями большой нужды и бедствий, царящих там. Повсюду на улицах мы видели бедных людей, умиравших от голода и холода, о которых русские заботились не больше, чем о собаках. По утрам их без всяких церемоний свозили на санях в специальное помещение, где застывшие трупы громоздили друг на друга, как бочки. Один или два раза в неделю трупы вывозили за город и зарывали в больших и глубоких ямах. В две самые большие ямы в эту зиму набросали больше 18 000 человек, которые были жертвами ужасного холода, голода и других бедствий… Бедняги, которые еще живы, бродят по улицам до тех пор, пока их держат ноги, и мы видели мужа, жену и их ребенка, которые поддерживали друг друга под руки. На всех почти не было одежды, и они выглядели как почерневшие от голода и холода кости. Они стонали так жалобно, что только те, у кого сердца из камня, могли отказать им в милостыни. Упав на землю от слабости, они ползают, пока могут, между домами в грязи, до тех пор, пока не лягут совсем, чтобы умереть в нужде без помощи и утешения.17 марта мы оставили город Новгород, по справедливости называемый Великим. Город сей ныне находится в сильном упадке, ибо более половины домов и других строений сгорело и число жителей весьма уменьшилось в сравнении с прежним; многие из них разбежались, другие погибли от чумы, от меча и голода. Из оставшихся жителей ежедневно многие умирают с голоду, угнетающего весьма сильно не только Новгород, но и все Великое Княжество Новгородское, воеводство Псковское и другие города, так что в нескольких местах русские употребляют разную нечистую пищу, даже человеческое мясо.Кроме сего оставшиеся в Новгороде жители обременены были содержанием гарнизона; они также должны были нести все издержки, затраченные шведами во время переговоров на съезде. Издержки эти простирались на значительную сумму денег по причине дороговизны и расстояния мест одно от другого; кроме сего многие из людей, доставляющих припасы, перемерли и погибли дорогою от холода, бедности и других бедствий. Мы, едучи из Глебова, дорогою видели там и сям много человеческих трупов и павших лошадей, растерзанных зверями.

Автором этого описания был казначей и гофмейстер нидерландского посольства Антонис Хутеерис.

Как же так случилось? Обратимся к источникам ...

В XVII веке воображение иностранцев поразил единственный в многовековой истории Новгорода его успешный штурм, предпринятый шведскими войсками в июле 1611 года. (сообщает нам Геннадий Коваленко в "Великий Новгород в иностранных сочинениях. XV — начало XX века")

Очевидец событий немец Матвей Шаум — полевой священник в войске Я. Делагарди - писал, что неожиданное и быстрое «новгородское взятие» может показаться «странным и невероятным» не только потому, что «Москва и Новгород были сильны перед целым светом, но и потому еще, что Его Величество, король шведский, долго был в согласии с русскими и несколько лет помогал им противу общего врага, поляков… Новгородцы почитали себя довольно сильными и умными для защищения самих себя и не помышляли, как трудно удержать старый полуразвалившийся дом».

Другой иностранец. П. Петрей объяснял быструю победу шведского оружия личными качествами шведского полководца: «отважной храбростью и неустрашимым сердцем».

Шпионские страсти

Есть еще одна версия и связана она снова с военным присутствием шведов в Новгородских землях в 1611–1617 годах - появление первых планов Новгорода.

27 июля 1911 года, шведским археологом Туре Арне, в зале Дворянского собрания выступил с докладом «Новгород во времена шведского владычества по Балтийскому побережью 1611–1617 гг. по старым картам из Стокгольмского военного архива», в котором представил три старинных плана Новгорода из Королевского военного архива в Стокгольме. Фотокопии этих планов он передал в Новгородское общество любителей древности, которое впервые издало его в 1912 году. Эти планы являются самыми древними из известных планов Новгорода и имеют большое значение для изучения топографии города. Одно из мнение что , чертеж, выполненный карандашом и акварелью с надписями на шведском языке, изображает взятие Новгорода шведами 16 июля 1611 года и этот план был приложен Якобом Делагарди к отчету о взятии Новгорода.

План осады Новгорода Яковом Дела-Гарди в 16
План осады Новгорода Яковом Дела-Гарди в 16

Н.Н. Кузьмина и Л.А. Филиппова считают, что «чертеж Новгорода, который шведы использовали в плане осады города в 1611 г., является одним из самых ранних и точнейших чертежей русского города. Он выполнен опытной рукой специалиста на основе инструментально-масштабной топосъемки. Если учесть, что русские карты этого времени были рисованными и не основывались на масштабности, то остается предположить, что топосъемка Новгорода была произведена иностранным специалистом». По их мнению, таким специалистом мог быть итальянский архитектор, который в 1582 году принимал участие в переустройстве новгородских фортификаций.

И вернемся к значению слова Шваль...

Жил да был холоп новгородского дворянина Ивана Лутохина - Иван Шваль.

В Новом летописце исследователи находят уникальное известие о том, что накануне шведского штурма

"у немцев" бысть в полону Иванов человек Лутохина Ивашко Шваль и обещался им, что ввести их в город, во граде же в то время по стенам стража бысть плоха; той же Ивашко привяде их нощию в город в Чудинцовские врата, и в город внидоща, нихто их не видал"

Измену как причину захвата Новгорода косвенно подтверждают и другие источники. Дьяк Иван Тимофеев во время штурма был в Новгороде. Он сообщает, что враг "не о Бозе, но льстивне стену перелез"18 , т. е. овладел стеной не открытой атакой, а тайно. Быстроту овладения внешним валом отмечает и Матвей Шаум:"... взошли на вал и вмиг в город".
Седов П. В. Интриги Смутного времени, или как холоп Шваль предал новгородцев. // Военно-исторический журнал. — 1996. — № 2

Если это так , то именно предательство Ивашки Шваль стало одной из причин новгородской трагедии 1611 года.

Достоверность измены удостоверяет факт выдачи безродному холопу специального корма от шведских оккупационных властей ( 3 четверти ржи), а при шведской власти Ивашко превращается из простого холопа в заметную фигуру сообщает нам Энциклопедический словарь Великий Новгород. История и культура IX- XVII веков.

Итак, не петарда, а скорее всего предательство Ивана Шваля и беспечность новгородских воевод, оставивших южную часть Софийской стороны без должной охраны, стали причинами захвата Новгорода. Через открытые Чюдинцовские ворота в город вступила шведская конница.
Гарнизон попытался дать отпор врагу: "Русские еще долго стреляли с башен", но немецкие наемники "сбивали русских с валу от одного зубца к другому, от одного места к другому" . После того как нападающие овладели внешним валом и ввели все войска внутрь крепости, барабаны и трубы дали сигнал к общему наступлению в глубь города.
В неравном бою погибли стрелецкий голова Василий Гаютин, казачий голова Тимофей Шаров с 40 казаками, дьяк Афиноген Голенищев. Шведы их "прелыщаху, чтоб они сдались. Они же отнюдь не сдашеся, все помроша за православную веру" .
Гибель обоих командиров приказов - стрелецкого и казачьего - подтверждает упорный характер обороны.
Седов П. В. Интриги Смутного времени, или как холоп Шваль предал новгородцев. // Военно-исторический журнал. — 1996. — № 2

Вероятнее всего первоначально слово «шваль» было синонимом слова «швец» , и по всей видимости фамилия Ивашки Шваль происходила от того, что их род занимался портным делом, а в последствии превратилась в народном лексиконе в ругательное слово.

Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Августин Иппонийски