Группа компаний Alibaba – это крупнейшая онлайн и мобильная коммерческая платформа в Китае. Alibaba занимает практически монопольное положение на рынке электронной коммерции в Китае. Главными источниками выручки компании являются выручка от рекламы продавцов, комиссия транзакций и плата за другие онлайн услуги, членство, услуги облачного хранения.
Сектор: потребительский
Отрасль: розничная торговля и интернет-торговля
Основные конкуренты: JD.com, Amazon, Pinduoduo
Цена акции на 15.07.2022: $103,76
Тикер: $BABA.
МАКРОЭКОНОМИКА.
Отраслевые тенденции.
Alibaba на данный момент является доминирующим игроком на китайском рынке онлайн-ретейла, занимая долю более 60%. Как и во всем мире, в Китае в последние годы происходит бурный рост рынка e-commerce за счет увеличения доли онлайн-торговли и развития розничной торговли в целом. Общий рост к 2024 году может составить 55,2% относительно уровня 2020 года, что создает предпосылки для продолжения роста Alibaba.
24 февраля 2022.
Акции китайских компаний на биржах в США и Гонконге обвалились на фоне новостей о том, что Россия попросила Китай о поддержке в проведении специальной военной операции на Украине.
15 марта акции Alibaba на премаркете в США упали на 6,5%, Pinduoduo - на 6%, Baidu - на 5,9%. Накануне акции китайских компаний в США потеряли рекордные 12%. При этом акции Alibaba подешевели более чем на 35%, рухнув до минимума с июня 2016 года.
По данным Bloomberg, катализатором падения китайских акций стали сообщения в американских СМИ о том, что Россия попросила у Китая поддержки на востоке Украины. Несмотря на то, что позже китайское правительство опровергло это сообщение, инвесторы опасаются, что потенциальное сближение между Пекином и Москвой может привести к санкциям против китайских компаний.
НОВОСТНОЙ ФОН.
12 июля китайский антимонопольный регулятор оштрафовал Alibaba за несоблюдение антимонопольных правил по раскрытию информации о пяти сделках, за каждую штраф может составить 500.000 юаней ($74.688).
С октября 2020 года акции компании начали падать в нисходящем тренде до мая 2022 года. Теперь они его наконец-то пробили, но ретеста еще не было.
Сейчас в Ухани зафиксирован случай холеры. Все Китайцы уже начали падать на этой новости. Но несмотря на негативный новостной фон, Alibaba представила мощный отчет за I квартал 2022. Первый квартал года для компании прошел успешно. А еще Alibaba достигла рекордного количества активных пользователей.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ.
Alibaba занимает практически монопольное положение на рынке электронной коммерции в Китае.
Китай имеет наибольшее количество интернет пользователей (около 618 млн). Кроме того, рынок насчитывает около 302 млн покупателей, совершающих покупки через интернет и 500 млн пользователей мобильной связью. Потенциал роста количества покупателей еще не исчерпан.
В своей презентации Alibaba отмечает 3 основных источника роста, которые делятся на 11 стратегических направлений:
1. Рост потребительских расходов в Китае:
- Рост числа пользователей цифровых сервисов компании;
- Увеличение доли в розничной торговле и на рынке платежных сервисов;
- Увеличение числа предоставляемых товаров, исходя из потребности потребителей;
- Создание новых ретейл-форматов онлайн/офлайн, базирующихся на цифровых технологиях компании;
- Развитие Alipay до статуса суперприложения, покрывающего большую часть потенциальных потребностей пользователя.
2. Развитие облачного бизнеса и технологий обработки данных:
- Расширение возможностей своих классических направлений бизнеса с помощью облачных технологий и технологий обработки данных;
- Перенос всех логистических цепочек в цифровую среду и использование ИИ для оптимизации;
- Перенос всей инфраструктуры предпринимателей в облако;
- Перенос рабочих отношений в онлайн с помощью сервисов вроде Ding Talk;
- Построение новых решений для различных направлений бизнеса (например, ретейл, финансы, транспорт, здравоохранение и т. д.) на базе облачных технологий, больших данных и искусственного интеллекта.
3. Глобализация:
- Расширение цифровой экосистемы Alibaba на глобальные рынки.
Еще одним долгосрочным драйвером роста доходов является развитие международной электронной коммерции, и одним из ключевых проектов в этом сегменте является платформа Lazada в Юго-Восточной Азии. Компания планирует увеличить платформу GMV до $100 млрд, а средний ежегодный рост электронной торговли в Юго-Восточной Азии до 2025 года ожидается на уровне 27%. Компания стремится выйти на зарубежные рынки и сохранить технологические преимущества на национальном уровне.
Благодаря этим стратегическим направлениям, Alibaba собирается к 2036 году нарастить количество пользователей до 2 млрд, создать 100 млн рабочих мест и способствовать развитию 10 млн прибыльных малых и средних предприятий. При этом до 2024 года компания собирается увеличить количество ежегодных покупателей на своих онлайн-платформах в Китае до 1 млрд.
SWOT-АНАЛИЗ.
Сильные стороны:
- Alibaba - лидер на рынке электронной коммерции в Китае;
- Компания пользуется сильной лояльностью к бренду в Китае и не только;
- Мощный рост денежных потоков - за последние 5 лет доходы компании росли в среднем на 48% в год;
- Растущий мировой спрос на услуги онлайн-маркетинга;
- Быстрое расширение импортных товаров Австралии из-за растущего спроса на австралийские медицинские и пищевые добавки в Китае.
Слабые стороны:
- Рост затрат на маркетинг и поисковые сервисы, судебные разбирательства, которые могут нанести вред имиджу бренда;
- Международная экспансия весьма ограничена. Китай остается основным рынком для компании. Расширяться за рубежом пока получается слабо;
- Невысокая диверсификация бизнеса. Основным бизнесом остается платформа электронной коммерции, которая приносит около 80% всей выручки.
Перспективы:
- Стремительный рост электронной коммерции, развитие в секторе облачного хранения данных;
- Бизнес Alibaba может также расти за счет роста потребления внутри КНР, ведь внутреннее потребление дает около 40% ВВП Китаю. Для сравнения, в США этот показатель выше 70%. Дополнительным же драйвером роста акций будет служить объявление об увеличении объемов программы обратного выкупа акций с $15 млрд до $25 млрд.
ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.
Выручка.
2018 – 250.266 млн юаней
2019 – 376.844 млн юаней
2020 – 509.711 млн юаней
2021 – 717.289 млн юаней
2022 – 853.062 млн юаней.
По выручке мы видим стабильное увеличение финансовых показателей. Выручка компании выросла на 9% г/г. Ключевым драйвером роста выручки стало развитие китайского e-commerce по мере восстановления экономики и роста оборота розничной онлайн-торговли в стране. Выручка облачных сервисов увеличилась на 12% г/г. Средние темпы роста выручки – 43,34%.
Чистая прибыль.
2018 – 64.093 млн юаней
2019 – 87.886 млн юаней
2020 – 149.433 млн юаней
2021 – 150.578 млн юаней
2022 – 62.249 млн юаней.
Чистая прибыль упала на 23,0% г/г. Средние темпы роста прибыли – 47,68%.
Подводя промежуточные итоги анализа, можно сделать вывод, что доходы компании смогли показать более сильную динамику, чем розничные онлайн-продажи в Китае в целом, которые выросли только на 6,6% г/г.
Основным позитивным фактором в отчетности Alibaba стал продолжающийся рост клиентской базы. Компания смогла выполнить свою цель по достижению 1 млрд активных клиентов в Китае.
Возможно, 2023 финансовый год станет периодом замедления роста основных финансовых показателей Alibaba, что, конечно, связано с общей слабостью экономики Китая как из-за серии локдаунов, так и из-за угрозы рецессии в мировой экономике в целом. Плюс не стоит забывать про давление со стороны правительства.
Мультипликаторы.
Мультипликаторы доходности.
P/E.
2018 – 7,31
2019 – 5,36
2020 – 3,42
2021 – 4,07
2022 – 4,72.
Это показатели лучше средних по отрасли (22,41).
P/S.
2018 – 1,87
2019 – 1,25
2020 – 1,00
2021 – 0,85
2022 – 0,34.
Это показатели лучше средних по отрасли (3,18).
P/BV.
2018 – 2,81
2019 – 3,08
2020 – 1,22
2021 – 1,07
2022 – 0,47.
Это показатели лучше средних по отрасли (8), ведь чем меньше P/BV, тем больший потенциал роста имеют акции.
EV/EBITDA.
2018 – 3,56
2019 – 2,74
2020 – 1,36
2021 – 1,34
2022 - -0,16.
Средний показатель по отрасли – 23,00. Чем меньше данный коэффициент, тем выше вероятность, что компания недооценена.
Мультипликаторы рентабельности.
ROE.
2018 – 17,5%
2019 – 17,9%
2020 – 19,8%
2021 – 16,1%
2022 – 6,56%.
ROE - это доходность акционерного капитала, выраженная в процентах. У Alibaba этот показатель хуже среднего по отрасли – 17,2%. Чем больше доходность, тем лучше для компании и ее акционеров.
ROA.
2018 – 8,94%
2019 – 9,11%
2020 – 11,4%
2021 – 8,91%
2022 – 3,67%.
Средний показатель по отрасли – 9,85.
Опираясь на мультипликаторы, можно сделать вывод, что компания недооценена. Мультипликаторы стоимости компании находятся ниже средних значений как минимум в два раза.
РИСКИ.
- Конкуренция. Несмотря на то, что Alibaba – лидер на рынке, компания испытывает прессинг со стороны растущего числа конкурентов, особенно в сегменте B2C. Например, JD.com демонстрирует агрессивные темпы роста.
- Регулирование. Продавцы платформы Taobao не платят НДС. Большая часть продавцов платформы зачастую являются нерезидентами Китая, что позволяет им избежать местного налогообложения. На текущий момент отсутствуют нормы регулирования для небольших предприятий, однако это упущение может быть ликвидировано в будущем.
- Правительство Китая. Это является наиболее значимым риском для всех технологических компаний, включая Alibaba. Ранее регулятор сорвал IPO финансовой дочки Alibaba Ant Group, а также оштрафовал компанию на $2,8 млрд. При этом сейчас ситуация с регуляторном давлением может улучшиться. Из-за коронавируса правительство Китая испытывает проблемы с выполнением плана по росту экономики на 2022 год, и технологические компании могут получить некоторые послабления.
- Пандемия. Из-за серии локдаунов Китай может не выполнить свою цель по росту ВВП на 5,5% в 2022 году. Из-за того, что рост розничных расходов (включая онлайн) имеет высокий уровень корреляции с динамикой ВВП, это может сказаться и на росте бизнеса Alibaba.
- Тайвань. Сохраняется ненулевая вероятность военного конфликта между Китаем и Тайванем. В таком сценарии неизбежна рецессия в экономике, а также снижение мультипликаторов китайских компаний из-за выхода из их акций нерезидентов.
ДИВИДЕНДЫ.
Alibaba никогда не выплачивала дивиденды и, судя по всему, не собирается этого делать в ближайшем будущем.
ИТОГ.
Alibaba – лидер азиатского рынка, одна из крупнейших компаний Китая. Alibaba продолжает наращивать клиентскую базу и, в целом, иметь в долгосрочной перспективе данную кампанию – достаточно разумное решение.
Несмотря на очевидные геополитические риски, у компании мощный фундаментал, уверенный рост и развитие операционного бизнеса. Поэтому, конечно, Alibaba является не самым плохим выбором для диверсификации портфеля.