Человека этого хорошо знаю. Его жизнь преобразилась, улучшилась. Он считает, что ему помогло заступничество апостола Павла. Хотя мне кажется, что за этим стоит большее.
Краткая история об этом.
Предыстория.
Сергея (имя изменено) можно назвать «человеком знаний». Все хорошее и успешное в его жизни происходило, когда он догадывался, понимал и начинал знать предмет.
Учился он много. Теорию схватывал быстро, а вот с практикой всегда были проблемы. Теории в голове океан, практика - узкая. Книжник?
Привлекала его духовная область. Как «человек знаний» он изучал самые разные направления в ней. Ему нравилась восточная религия Индии и христианство (в первой - ценность пробуждения и озарения, во второй - спасения и добродетельной жизни) . Так как жил он в России, то крещен был в православной традиции.
Апостол Павел.
В христианской традиции Сергею интуитивно близок был апостол Павел. Он не мог понять – почему, но его очень восхищала как история самого апостола, так и его святые послания.
Духовная жизнь.
Сергей не понимал ее. Теоретически понимал, а практически нет. К мистике он не тяготел, а церковная жизнь ему казалась слишком ритуальной. Но когда накрыла его волна неудач и неблагополучия, то стал он чаще ходить в церковь, больше молиться, больше исповедоваться и причащаться. Однако, жизнь его не улучшалась. Действия без практического понимания – бессмысленные, не озаренные, действия.
3 подсказки священников.
Сергей общался с разными священниками, чтобы лучше понять церковную и духовную жизнь. 3 разных священника дали ему 3 важные подсказки:
1. Исповедовался он абстрактно, не личностно. Исцеляет ли такая исповедь душу именно его? Что мешает его личностной исповеди?
2. У Бога более всего надо просить духовного разума и веры. Просить, очень желая обрести это и понимая для чего.
3. Если ему нравится апостол Павел, то стоит понять - почему. Когда близок святой, он может быть ходатаем к Богу. Вопрос – в чем.
Страдания Сергея.
Жизнь его ухудшалась, не шла и это все больше толкало его на поиски ответа и решений. Он понял для себя, что «ритуальное» христианство не помогает ему.
Перекаялся и переисповедался он уже во всем (реальном и мнимом), по кругу, по многу раз, но жизнь не меняется. Чтение святых тоже не помогает. Душевные переживания, эмоциональные, от их слов и поучений есть, есть теория в голове по трудам святых, как правильно надо жить (и мало, кто так живет), но жизнь его не улучшается. А ему нужны улучшения. Их нет. Есть тупик.
Сон об апостоле Павле.
Когда тупик и безысходность достигла апогея, в ночь одну лег спать Сергей. Вспомнил он совет священника и перед сном обратился к апостолу Павлу с молитвенной просьбой, как к ходатаю ко Христу, о вере, разуме и исцелении его и его жизни. Неэмоциональна была его молитва, спокойна. Да и надежд он не питал. Просто обратился к апостолу – и все. Не зная, поможет это или нет.
Пришел ему, в ту ночь, сон, в котором встретил его, блуждающего по дороге в непонятном направлении, святой апостол Павел, и сказал:
«Не надрывайся так сам. Дай Богу сотворить чудо над собой, как он сотворил со мной по пути в Дамаск. Доверься Ему, Христу. Вера начинается с доверия Богу».
Озарение и исцеление.
Так и поступил Сергей. Трудно было довериться Богу. Абстрактно он Бога понимал, начитан был о Нем, а вот доверия и личностного соучастия души к Богу не было.
Но здесь, он прислушался ко сну, к апостолу Павлу и отпустил ситуацию от себя в Руки Бога. В тот самый момент, когда ему было совсем плохо. Сказал сам себе: да хоть и умереть сейчас, если жизни нет, но с Богом умереть. И уже готовился к смерти.
Но он не умер. Напротив.
Ему стало приходить то самое ценное для него смысловое, практическое понимание, озарение. Своей духовной жизни и жизни в целом, себя в ней. И жизнь его (от озарения) стала меняться, улучшаться. Ему, получается, не хватало этого Света Бога, этого просвещения раньше. Он личностно, в себе самом, был закрыт этому.
А теперь оно пришло. В силе. В сердце.
Не от слов покаяния, исповеди, ритуала, надежд на лучшее, а от того, что смог он внутри довериться Богу и впустить Свет Его в свою жизнь, в свое сердце.
А не это ли и было с фарисеем Савлом, ставшим потом апостолом Павлом? Законником, иудеем. Верно, и сам Сергей был законником, не разумеющим Жизнь буквоедом и абстрактником, несмышленным ритуальщиком церкви.
Послесловие.
Жизнь Сергея изменилась, ему открылся Свет Божий, которого не было раньше, пришло доверие Богу, а отсюда - и Вера. Сергей не стал апостолом, проповедником или миссионером. Он обрел себя, открывшись и доверившись Богу. Обрел смысл своей жизни, направленность в ней, полноту ее. Открылось разумение духовного мира и жизни.
Дома, на домашнем иконостасе, рядом с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы, Сергей поставил икону апостола Павла. Благодарит он святого апостола, ходатая ко Христу.