Петя Клыпа был самым юным защитником Брестской крепости. Именно он стал прототипом Саши Акимова в фильме "Брестская крепость". Но прежде, чем получить награду - орден Отечественной войны 1 степени, он отсидел за грабежи и соучастие в убийстве.
В 1939 году лейтенант Николай Клыпа получил очередное назначение и должен был отправиться на службу в город Брест. Командование музыкальным взводом было для молодого офицера делом новым и волнительным. Но еще больше он переживал за судьбу младшего брата Петьки, который остался в родном Брянске.
Четырнадцатилетний шалопай не хотел учиться, так как мечтал о военной службе и твердо верил, что настоящему командиру достаточно научиться читать - этого будет достаточно. Авторитетов не признавал, хотя заглядывал в рот дружку Левке Стотику, о котором все говорили, что по этому парню тюрьма плачет.
Подвиги юного героя
Вскоре Петя Клыпа был посажен в поезд до Бреста. На новом месте службы старшего брата ему понравилось. Чтобы держать пацана под присмотром, Николай добился его зачисления в свой музыкальный взвод, базировавшийся в Брестской крепости. Пете даже выдали военную форму, только без петлиц, и он очень ей гордился.
21 июня 1941-го мальчишку попросили поиграть на трубе во время городских легкоатлетических соревнований. Спрашивать разрешения у командования он не стал и быстро перемахнул через забор, надеясь в глубине души, что за самоволку его не накажут. Не за мороженым же он побежал, а на самое настоящее культурное мероприятие!
Но в части решили по-другому, и за незаконную отлучку запретили поход в кино, а вместо него заставили разучивать увертюру к опере "Кармен". Это был вызов, и Петька его принял! Вместо наказания он сбежал на ночную рыбалку, прихватив с собой еще одного юного музыканта Колю Новикова.
Это их и спасло. Когда крепость накрыли первые артиллерийские залпы, беглецы сидели с удочкой на речке. Сразу же бросились в крепость - казармы были разрушены, гремели взрывы, кричали люди, а вокруг лежали десятки убитых. Так для Пети Клыпы началась Великая Отечественная война.
Мальчишка, казалось, мог находиться одновременно в нескольких местах. Он был связным между разрозненными подразделениями гарнизона и наблюдал за действиями противника. Уже на второй день после начала штурма обнаружил склад боеприпасов и доложил об этом командиру. Ящики с патронами позволили продолжить уже начавшее "задыхаться" сопротивление.
Когда в госпитале закончились бинты, Клыпа прополз все развалины, но нашел в разрушенной медсанчасти лекарства и перевязочные материалы.
На приказ командиров женщинам и детям, находившимся в крепости, сдаться, чтобы сохранить жизнь, Петр ответил отказом. Он считал себя полноценным бойцом Красной армии и хотел воевать до последнего.
В плен мальчишка все-таки попал. Потом был отправлен в Германию, где работал батраком у местного крестьянина. Когда в деревню пришли американцы, помог им найти местных нацистов. Союзники даже предложили Клыпе эмигрировать за океан, но он решил вернуться в родной Брянск.
В мирной жизни оказалось непросто
В городе его встретил давно забытый приятель Лева Стотик. В свое время взрослые не ошибались, предрекая этому человеку криминальное будущее. Он не работал, а вполне удачно занимался фарцовкой. Петя Клыпа был обречен оказаться в этой банде. Ни образования, ни знаний здесь не требовалось. Зато можно было быстро и легко достать деньги на жизнь.
Когда их арестовали, Петр Клыпа написал чистосердечное признание.
"Мы часто ездили в Москву, где закупали по 15-20 пар туфель, привозили их в Брянск и продавали по спекулятивным ценам. В апреле 1947 года я и Стотик повезли в Харьков картофель. На рынке Стотик проиграл в азартную игру все свои деньги, примерно полторы или две тысячи, и решил любым путем достать деньги. Он заметил одного неизвестного гражданина, который, покупая часы, снял сапог и достал оттуда крупную сумму денег. Расплатившись, остальные спрятал обратно. Мы стали за ним следить и сели совместно в поезд "Харьков-Брянск", где и познакомились. На станции Льгов мы с неизвестным выпили водки и полезли на крышу вагона втроем. Ночью Стотик нанес ему сильный удар по голове железякой, и он упал на крышу вагона. После этого Стотик снял с него сапоги...", — это данные из протокола. В деле еще значились несколько случаев краж и грабежей.
Суд приговорил Петра Клыпу к 25 годам. В заключении он даже пытался покончить с собой, оставшись ночью на морозе. Но парня обнаружили охранники, и врачам пришлось ампутировать несколько отмороженных пальцев на ногах.
Письмо в колонию, затерянную в Магаданской области, пришло в начале 50-х. Петр Клыпа не верил своим глазам: автором оказался самый настоящий писатель Сергей Смирнов. Он сообщал, что собирает материал о защитниках Брестской крепости и просил поделиться своими воспоминаниями.
Так у Петра появился новый смысл жизни. Каждую свободную минуту он, как мог, писал письма, называл фамилии бойцов и командиров, даже нарисовал составленную по памяти схему обороны. Смирнов вынужден был обратиться в ЦК КПСС с просьбой помиловать бывшего защитника Брестской крепости.
В декабре 1955 года Клыпа был досрочно выпущен на свободу. Он работал токарем на заводе, женился, у него родились сын и дочь.
Умер Петр Сергеевич Клыпа в 1983 году в возрасте 57 лет от онкологического заболевания.
Спасибо, что дочитали статью! Понравилась ставьте лайки! Пишите комментарии! И не забывайте подписываться на канал!