С особым нетерпением ждала комментариев Александр Лосева по поводу случившегося на этой неделе паритета доллара и евро, поскольку память девичья, не смогла вспомнить, кто из аналитиков его предсказал, а искать в текстах, число которых приближается к двум тыщам, только время терять.
Но Лосев вдруг прошелся по событию, которое я со своим половником даже не заметила.
Оказывается, президент подписал буквально вчера серию законов, которые, по словам Александра, позволят перейти от периода турбулентности к устойчивому росту нашей экономики. И дадут нам больше экономического суверенитета.
Закон о советах директоров акционерных обществ. Какая нам, вроде, разница? А это, оказывается, очень важно для целых отраслей - сколько там народу и кто они такие.
Он вспомнил случай 2018 года с санкциями против Русала и компании En+, которая по сути управляет всей энергетикой Сибири. Санкции создали огромные проблемы для алюминиевой и энергетической отрасли страны, а в общем-то, Штаты просто хотели, как я поняла, чтоб в советы директоров вошли их люди и, стало быть, всем этим управляли.
Я нашла детали того времени:
"Холдинг En+ согласился создать совет директоров, 8 из 12 членов которого также будут независимыми. И половину мест в совете директоров займут граждане США или Великобритании. Олег Дерипаска останется под санкциями, а его активы и имущество в США — под арестом. По сути, достигнутые договоренности совпадают с планом, предложенным независимым председателем совета директоров En+ Грегори Баркером еще летом 2018 года".
И санкции по итогам этих мер были сняты.
Еще интереснее заметка РБК от 25 марта этого года:
"Лорд Грегори Баркер покинул должность исполнительного председателя совета директоров En+ Group и саму компанию".
Я перекрестилась.
Но тут же прочитала:
"Совет директоров возглавил старший независимый директор En+ Кристофер Бэнкрофт Бернем, его кандидатура была согласована с Управлением по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC)".
Как это возможно?!
Однако дослушаю Лосева.
Он продолжил объяснять, что совет директоров определяет стратегию развития компании, финансовую, дивидендную политику и т.д. Нанимает исполнительный менеджмент, который этому совету подчиняется. Таким образом от того, кто в эти советы входит, зависят целые отрасли нашей экономики.
Как вы уже догадались, мы столкнулись с тем, что в наших советах очень много иностранцев (кто бы сомневался?) - причем, в крупнейших корпорациях, в компаниях, составляющих основу российской экономики, нефтедобычи, энергетики и т.п.
И когда на нас посыпались санкции - начался саботаж с их стороны. Либо их вынудили отказаться от участия в работе. По корпоративному праву многие процессы либо встали, либо были заблокированы.
Президент, подписав закон, который прошел незамеченным, снял эту проблему. Акционерные общества будут сами определять, куда двигаться дальше.
Нашла выдержку для тех, кому интересно:
"... внесен ряд изменений в целях обеспечения стабильной деятельности советов директоров (наблюдательных советов) АО. Согласно закону, в случае выхода из них части членов полномочия ранее избранного состава сохраняются до решения собрания акционеров. Также акционерным обществам в случае санкций недружественных стран разрешается не образовывать совет директоров (наблюдательный совет) до 1 января 2024 года, если такое решение примут их акционеры (участники)".
Хотела прямо оригиналы вам привести, но на портале правовой информации только за один вчерашний день выложено 777 подписанных документов. Желающие - добро пожаловать туда.
Проблема, которая наконец решена, была завуалирована, заметил Лосев, о ней знали только профи.
Дмитрий Куликов, в свою очередь сказал, что неожиданно заметил - налоги "Газпрома", отправленные в бюджет, как-то близко совпали с суммой невыплаченных дивидендов.
- Как я понял, 30% держателей акций "Газпрома" - иностранцы. И соответственно, не получат они ничего. Ни газа, ни денег, - улыбнулся Лосев.
А дальше, друзья мои, у меня случился настоящий пир духа. Надеюсь, настигнет он и вас. Потому что речь зашла о Шлимане и золоте Трои. А мы с вами любим исторические параллели.
Куликов упомянул Закон, регулирующий вопросы материального обеспечения Вооружённых Сил при проведении контртеррористических и иных операций за пределами России, подписанный президентом тоже вчера. Пунктов там много, но один ему прямо очень пришелся по душе
Заказчик при введении спецмер вправе закупать у единственного поставщика товары и услуги, необходимые для выполнения гособоронзаказа.
Лосев сказал, что с подписанием этого закона непрозрачные конкурсы, которые длились месяцами, заканчиваются и слава Богу. Потому что он был однажды в гостях у бывшего гендиректоре НПО "Энергия", который рассказав ему печально анекдотичные случаи по этой теме, сделал вывод: если бы во времена Королева работали по существующим нынче регламентам, то никто бы не полетел в космос.
Тут-то Александр и вспомнил золото Трои, который видел на выставке в ГМИИ им. Пушкина. Мы-то тоже не раз его с дочкой видали. И подробно изучали, когда ходили в клуб юных искусствоведов. А потом ужасно переживали из-за перипетий вокруг него. Его же грозили у нас забрать!
- Я считаю, что золото Трои по праву наше! Этот самый Шлиман, который потом стал археологом, был интендантом во время Крымской войны. Воровал так, что нормальное обмундирование и вооружение до армии не доходило. А солдаты, офицеры и моряки держались там три года. Это были страшные бои, а снабжение было ужасное. Только после поражения у нас взялись за реформы. Урок был выучен.
Я, конечно, сразу же бросилась к книжкам и этому малоизученному эпизоду из жизни открывателя Трои.
Из очерка Русской семерки:
В военную кампанию 1853 года Шлиман — крупнейший производитель и поставщик необходимых для армии вещей, начиная от сапог и заканчивая сбруей для лошадей. Он монополист в производстве краски индиго в России, а синий в это время — цвет русских военных мундиров. На этом Шлиман строит успешный бизнес, добиваясь получения подряда поставок в русскую армию и устанавливая высокую цену на свои товары во время военных действий.
Но бизнес его легкомысленный: он посылает на фронт сапоги с картонной подошвой, мундиры из некачественного сукна, ремни, провисающие под весом амуниции, пропускающие воду фляги, никуда не годную сбрую для лошадей… Предприниматель быстро обогащается на Крымской войне, но его махинации и обман не могут остаться незамеченными.
Кстати, в России он перестал был Генрихом, а велел называть себя просто Андрей Аристович.
Что-то мне это живо напомнило!
Но больше понравилось развитие сюжета.
Естественно, смелый и беспринципный бизнес Шлимана, и особенно его действия во время Крымской войны, не остались не замеченными властями и были восприняты как подрывание боеспособности России. Спустя много лет Генрих Шлиман наивно решит воплотить еще одну свою коммерческую идею, связанную с Россией, и обратится к Александру Второму с прошением разрешить ему въезд в страну. Император тогда произнесет свой знаменитый ответ-резолюцию: «Пусть приезжает, повесим!» Кажется, на этих словах российские следы Шлимана заканчиваются.
Дальше интересно? Ну пошли.
Лосев упомянул закон о евробондах. Почему нам тоже надо бы о нем знать?
Американцы пытаются сделать так, чтобы держатели наших еврооблигаций не получили выплаты, а нас выставить преступниками на финансовом фронте, чтобы получить возможность конфисковать нашу недвижимость и замороженные деньги через американские суды.
Закон, подписанный президентом, позволяет замещать эти еврооблигации другими обязательствами и платить в рублях. И в большей части - хоть риски и остаются - снимает эту проблему.
Я в плане облигаций ушла не дальше героини известного сериала.
Но слышать, что мы ответили и на этом фронте, было чертовски приятно.
*****
Про пакет сами дослушаете, если найдете время (беседа длилась час).
А мне, как даме со средним музыкальным образованием (музшкола по классу скрипки), пришелся по душе рассказ Александра про "Щелкунчика".
Он сказал, что приятно порадовала новость от Bloomberg. Тот сообщил, что Россия собирается открыть свой центр, определяющий цену на нефть и сделать свой эталонный сорт.
- Они умеют манипулировать ценами на биржевые товары. Нефть, которая торгуется где-нибудь в Техасе , Чикаго, Нью-Йорке это бумажная нефть. Это фьючерсы - контракты на будущие поставки. Поскольку она бумажная, то ее цена зависит не от спроса и предложения, а от действий спекулянтов, которые могут отправлять ее в космос, а могут опускать до отрицательных значений.
И мы это имели возможность наблюдать два года назад.
А сейчас, когда нашим противникам пришло в голову предложить нам продавать реальную нефть за половину цены, мы вспоминаем Питерский экономический форум и слова главы Газпрома:
Алексей Миллер: "Наш товари - наши правила. Мы не играем в игры, правила которых придумали не мы".
Мы создаем свой ценовой центр. Но такие же, по мнению Александра, нужно создавать и по зерну, и по золоту, и по металлам, и по газу...
Они у нас не бумажные.
Те, кто - за эквивалентный обмен ресурсов, товаров, технологий и денег, страны, представляющие реальные, а не дутые экономики, и будут определять новые правила. Для этого должны быть центры определения стоимости. Чтоб не на биржах Нью-Йорка и Лондона нам рассказывали, какую можно поставить цену.
Это то, на чем будет основана будущая БРИКС плюс.
Но Bloomberg порадовал дважды. Лосев вспомнил, что все дороги ведут в Рим. Только вставил в эту формулу слово "кризис". Европа вспомнила о тех, кого давно презрительно называла pigs.
Бедные страны - Португалия, Испания, Италия, Греция.
- Поддержка по сути нацизма на Украине привела к таким проблемам в экономике и такому росту долгов при падении ВВП, что эти pigs создают колоссальные проблемы для всего Евросоюза.
Рим - ключевой город для южной Европы. У Италии долг - 2 триллиона 750 млрд евро. Еще одно поднятие процентной ставки Европейским центральным банком - и всё. Долг невозможно будет обслуживать.
Что там Марио Драги нёс в обращении к президенту с просьбой себя отпустить? Отсутствие какого-то единства его типа расстроило?
Александр мне просто глаза открыл: молчаливый и задумчивый Марио - глобалист, финансист, представитель Группы тридцати глав ведущих банков, которые имели реально больше власти, чем правительства и президенты многих стран, влияли на мировую экономику, финансы, а через них на мировую политику.
- Президент пока Марио оставил, - заметил Дмитрий Куликов. И добавил. - Не дал сбежать с корабля.
Так вот что оно было, Михалыч!
- Мы видим всё это осязаемо на курсе евро, - сказал Лосев.
Ну, наконец-то, до паритета валют дошли, подумала я. Но Александр где-то откопал сообщение, которое я прозевала: из опасений кризиса у себя дома Евросоюз приостанавливает помощь Украине.
- Идет украинизация Европы, - сказал он вдруг. И объяснил. - Валюты не существуют в отрыве от экономик. Они зависят и от дефицита и профицита бюджета, от потоков капитала. Торговое сальдо Европы всегда было положительным, а евро по отношению к доллару - выше. Европа производила больше, торговала больше. И вот впервые с 1991 года Германия показала дефицит торгового баланса. Всё, что они получили за 30 лет после развала Советского Союза - дешевые ресурсы, рынки сбыта и т.п. - всё закончилось.
А страшнейший кризис только начинается.
Вот тут-то Александр и заговорил музыкальными образами, которые и воодушевили меня на этот долгий рассказ, который, надеюсь, вас не утомил.
- Самый адекватный сценарий к зиме, я думаю, это сказка Гомфана "Щелкунчик". Помните, в самом конце эти мыши начинают взрываться?
- И каждая мышь, которая понюхает пыль взорвавшегося соседа, начинает взрываться тоже, пока весь этот крысятник не рассыплется в прах. В этой ситуации мы должны быть как Щелкунчик. Жесткими. И в форме. В военной форме.
Простите, у меня получилось как-то так.
Я уже устала. И хотела, было, закончить. Но все-таки еще чуть-чуть расскажу . Мне кажется это важным. Судя по чату, народ раззевался. А зря.
Я, например, впервые услышала о том, что возник новый термин "найкафикация" американской экономики. От слова Nike.
Даже Куликов спросил:
- Это что таке?
- Америка и ее экономика это ее бренды, штаб-квартиры, корпорации. И больше ничего. Потому что всё остальное производится не у них - от подошвы до шнурков. И когда они устроили проблемы всему миру, они устроили ее себе в первую очередь.
Вы владеете брендами, а за вас все шьют в Бангладеш, в Пакистане, в Мексике, в Китае, а вы только получаете с этого прибыль, потому что те, кто реально делает все своими руками, получают копейки.
Инфляция будет усиливаться. По прогнозу Александра, после Шри-Ланки пойдут Таиланд и Турция. Пока сохраняется гегемония доллара в большей части мира, валюта большинства стран тоже падает. Идет импорт инфляции. Все страны, которые что-то происходят для Штатов, импортируют их инфляцию, закладывая ее в продукцию.
Когда возникает дефицит торговли в Европе, экономика падает, мировая стагнирует, у нас тоже появляются риски. Первое полугодие было хорошим. Все сальдо были хорошие. Плюс 138,5 миллиардов долларов. Еще одно такое полугодие, и мы вернем себе все, что у нас украли.
Проблема в том, что процессы, которые они запустили - обрушение в прах их крысиного войска - приведет к тому, что будут падать цены на товары нашего экспорта.
И у нас есть около полугода чтобы запустить процессы производства внутри страны.
К сему добавлю из сказанного Александром, что не надо никаких скачков рубля. Нам он нужен просто стабильный, потому что так он создаст возможности планирования.
Мировой кризис разыгрывается по новому сценарию. Но мы можем устоять. Если все сделаем вовремя и грамотно.
Главное - быть как Щелкунчик.