Помнится, был на Пикабу один пост "во всем нужно разбираться". Для тех, кто не читал, вкратце: история о том, как главный герой в попытках разобраться в отличиях двух велосипедов попадает в поле зрения спецслужб. Написано интересно, с юмором, однако основной посыл мне видится в том, что выбор стал так ВЕЛИК, что разобраться без помощи нереально, в то время как идея обратиться за консультацией к продавцу даже не рассматривается. Вот и вынужден потенциальный покупатель "бродить" по сайтам и форумам в попытках разобраться во всем.
Однако, как показывает практика, мало разбираться в чем-то, нужно еще и понимать, как это все работает, и нужно ли это все конкретному человеку?
И, вы не поверите, НАС (продавцов девяностых-нулевых) этому пониманию учили. Учили, потому что мы были единственным связующим звеном между цифрами и буквами на рекламном буклете и конечным покупателем, учили, потому что свой собственный опыт использования набирать долго, сложно и дорого, а мы могли, пропустив через призму своей специализации чужой опыт, выразить вполне объективное мнение относительно товара, что было плюсом для клиента.
Поэтому и продавец был доволен, зачастую получая от 2-3 до 10 средних зарплат в регионе.
С повсеместным распространением интернета многое изменилось.
Во-первых, крупные сети и не только внезапно поняли, что гораздо дешевле содержать вместо розничного магазина с толпой консультантов на зарплате склад побольше и пару-тройку операторов на минимальной ставке.
Во-вторых, преимущества интернета, как площадки для бесплатной(или почти) рекламы освоили всякие шарлатаны. И вот уже в интернете что только не продают: и комнатные спутниковые антенны, и чудо-сковородки и т.д. (впрочем, большинство "интернет-продавцов" того времени не озаботились поставкой товара клиенту).
И первый и второй фактор как нельзя хуже сказался как на розничных продажах, так и на имидже продавца-консультанта в целом. Многие считают, что платить за консультацию - пустое, и вообще все работники розничной торговли - мошенники, лишь желающие наполнить свои карманы
А между тем, интернет, несмотря на все удобство использования, до сих пор не способен заменить профессионального консультанта для клиента в части интерпретирования его запросов и перевода в рациональную плоскость.
Поэтому всем, кто все еще считает продажу процессом коммуникации*, милости прошу в торговые и оптово-розничные центры, там не будет диктата прибыли*, там будет главенство ваших потребностей*
*Продажа - это процесс коммуникации, в процессе которого покупатель удовлетворяет свои потребности, а продавец получает прибыль