Добрый день, дорогие читатели! Это первая статья, написанная моим братом Jimmy Smith (Иван) для нашего паблика Бывалый Геймер вконтакте. Приятного чтения.
Сегодня мы начинаем цикл статей под названием «Жанры, сквозь эпоху», в которых мы вспомним жанры, с которых началась эра гейминга, который мы знаем, и начнем мы с жанров, которые зародились на NES (Nintendo Entertaiment System), оно же «Денди». Именно под этим названием эта консоль известна большинству российских геймеров, которые начали свой путь с эпохи 90хх годов. Но сегодня не про неё.
Итак, Каслвания, Игавания, Метроидвания — что это всё?
Castlevania - это одна из двух серий игр, которая положила начало новому жанру «Метроидвания», второй была серия игр Metroid, собственно отсюда и название жанра (Metroid + Castlevania). Игры серии Metroid выходили только на игровых консолях от Nintendo, поэтому не столь распространены в отличии от серии Castlevania игры которой выходили на множестве разных платформ, об играх этой серии и их развитии мы сегодня и поговорим.
Первая часть игры вышла в далеком 1986 году, на NES, последняя часть серии, но не жанра в 2014 году на PlayStation 3, Xbox 360 и PC. В серии вышло 20 проектов включающих в себя римэйки и перезапуски, мы не будем подробно останавливаться на каждой, а лишь вспомним, самые знаковые, и поговорим о современных представителях жанра. Поможет нам в этом, и поделится своими впечатлениями и воспоминаниями, знаток серии и подписчик нашего сообщества под псевдонимом Nawhik.
Привет, Nawhik! Расскажи, как вообще познакомился с жанром?
Привет, Jimmy! Ну впервые я поиграл в Castlevania через эмулятор NES на пк. Это была первая часть серии. Потом были на Nintendo DS: Dawn of Sorrow и Order of Ecclesia, но я тогда не понял всю хитовость и бросил игру после некоторого времени мучений.
Хммм, а почему решил попробовать через эмулятор на денди, и какой это был год?
Ну игра была популярна в категории «Dendy» на сайте с ROM-ами (образы игр для эмуляторов), а было это в 2005-2006гг.
То есть ты просто скачал по принципу - возможно это "хит"? А почему в такие года вообще решил обратиться к эмуляторам, и тем более «Dendy»? Это же был расцвет текущего на тот момент гейминга, 2004-2007гг?
Да, именно так и было, скачал исходя из популярности. Что касается темы эмуляции, тогда она была в новинку для меня, было много ROM-ов на денди, мегадрайв и снес.
Решил начать с денди?
Да не, там было «Все и сразу». Тогда ROMы фурами вывозили. (смеется)
"Оптом дешевле"?
Ну когда безлимитный интернет, то можно было качать все подряд.
Продвинутый. У нас в провинции безлимитный интернет появился только в 2007. 64кб в секунду.
Ну интернет у меня в 2004 был по карточкам, но в 2006 уже был безлимитный, и можно было скачивать много ROM-ов, для PC релизов той скорости интернета не хватало, занимало дни, а ROM на денди скачивался минуты за 2-3, тогда это было мега быстро! Сейчас за это время скачивается весь ROM сет...
За 3 минуты я скачиваю старую игру в стиме…
Тогда на тот момент актуальная игра весила под гиг, что занимало почти целый день скачки, если не больше.
И тогда ты решил обратиться к эмуляторам?
Не, «ретрогейминг» всегда был интересен! Самая первая консоль Sega Megadrive II, но там было только две игры по черепахам, а на денди четыре, я денди купил из-за этого … Эмуляторы упростили многое в этом плане, так как можно было качать все, но кастла тогда мимолетно была просмотрена, типа ну крутая игра и лан. Были 2 и 3 еще, Bloodlines на Sega. Super Castlevania IV тогда не чекнул (попробовал) почему-то.
И каковы были твои ощущения от увиденного на экране, когда запустил первую каслу в 2006 году?
Ну я тогда совсем МАЛЫМ БЫЛ. Для меня Ninja Gaiden, Castlevania, Kage были одного жанра. Тогда я подумал, что это как Ninja Gaiden II: The Dark Sword of Chaos (который до этого я видел на железе Денди, у друга) по игровой механике и в тот момент мне этого хватало, чтобы оценить игру. Тогда эта игра казалась обычной. Сейчас с возрастом больше замечаешь те идеи и их ценность на момент выхода, но тогда это была обычная прыгалка где бьешь врагов!
Это было сильно позже, я так понимаю? Какой год уже был?
Да, 2011-2012, где-то так.
Ого, даже текущее десятилетие. И как состоялось возвращение? С какой игры решил начать, на какой платформе?
С Super Castlevania IV на SNES, так как Рольф назвал её лучшей кастлой!
Играл в нее в прошлом году в составе сборника Castlevania Anniversary Collection на Nintendo Switch. Насколько я знаю, она является римэйком первой части серии, это так? А Рольф — это ведущий AVGN? И каковы были твои ощущения от 4 части?
Да, ты прав, она является римэйком первой части, а Рольф это ведущий AVGN. Что касается самой игры — это был хит! После нее я навернул (прошел) и другие части и они тоже оказались хитами, но не переваривал тогда именно те части, что с закосом под «Игаванию».
А что такое "Игавания" какая-то разновидность "Каслвании"?
Это почти все 2D Каслы, что разрабатывал Кодзи Игараси начиная с Symphony of the Night.
Symphony of the Night знаю выходила на PSOne, и была безумно популярна, считалась нереальным хитом в те времена. как ты к ней относишься? И еще вопрос, а почему их называют "Игаваниями", есть какие-то штампы, или отличительные особенности?
Это оправданный хит. Хоть некоторые идеи и были лучше реализованы в последующих частях, но по игровой механике, саундтреку, и атмосфере это просто квинтэссенция серии на момент релиза! Что касается твоего второго вопроса: В «Игаваниях» в отличие от «Метроидваний» больше упор на боевую систему, чем на исследование местности. Есть система прокачки, как правило куча оружия и умений. Одна из разновидностей магии.
Подожди, а откуда взялись "Метроидвании"? Я думал Каслвании, и есть сам жанр!
По сути все игры серии Кастлвания от Игараси это «Метроидвании», но среди настоящих фанатов серии и чтобы не пиарить чужую франшизу от Nintendo (Metroid) поджанр Каслваний называют «Игавания». Так как в каноничном названии есть «Вания», это означает, что Symphony of the Night сформировала жанр вместе с Super Metroid (хоть элементы присущие «Метроидвании» были в других частях Metroid, Castlevania).
А можешь выделить основные элементы «Метроидвании» отличающие игры этого жанра, от обычных платформеров?
Бесшовная карта, наличие системы прокачки и умений для достижения ранее недостижимых мест(двойной прыжок например или подкат), общая архитектура с отдельными комнатами сохранений, комнатами с боссами и тому подобным. Но самое главное отличие — первый пункт, где вместо привычного выбора уровня у тебя карта по которой ты ПУТЕШЕСТВУЕШЬ, занимаешься ИССЛЕДОВАНИЕМ!
А Super Metroid - это что-то похожее на каслванию?
Да, у них есть сходства в виде большой карты и принципа исследования. Но у Метройда другие игровые механики, они тоже хороши, а в симфонии ночи постарались оставить классический принцип предыдущих частей Каслвании, и поэтому получился великолепный хит.
А в Symphony of the Night ты играл какой по счету?
Симфония по счету была уже достаточно вдалеке. На тот момент я уже успел поиграть во всю классику, в Lords of Shadow, в части на GBA (GameBoy Advance) и DS (Nintendo DS). Symphony of the Night я проходил в 2013 уже на PlayStation 3. Тогда я все еще был юнцом, но именно эта часть мне очень сильно запала в сердце, а к другим «Игаваниям» меня вообще не тянуло. Как казалось тогда, то что нужно было мне увидеть я уже увидел, а сама геймплейная формула тогда не так сильно зацепила. Перепрошел Symphony of the Night на PlayStation Vita в 2017 на работе (смеется), после этого геймплей стал прямо доставлять. Прошел вторую часть на GBA (Harmony of Dissonance), но после неё как-то все остыло, да и она считается самой слабой «игаванией».
Судя по твоим словам, до симфонии ты уже успел поиграть в целый пласт игр этой серии, можешь выделить какие-то конкретные части?
Да, могу! Castlevania III: Dracula's Curse на NES - лучшая классическая Каслвания, при этом сложнейшая часть серии пожалуй.
Rondo of Blood (также известна как Dracula X) - лучшая для входа в серию игр Castlevania. Имеет классические принципы серии, но не имеет такую зубодробительную сложность.
Castlevania: Bloodlines - очень динамичный 2D касл на 16 битных консолях.
Это то, что понравилось тогда на тот момент. Super Castlevania IV которая казалась хитом, потом со временем перестала таковой быть для меня, механики не особо понравились. В плане 16 бит для меня лучшая все таки Rondo of Blood!
Понял. Скажи, а каков дальше был твой путь после Harmony of darkness?
Спустя 2 года (офигеть конечно временные периоды у этой серии с 2005 по наши дни) попала в руки Nintendo DSi XL, у меня была Nintendo DS Lite до этого, но тогда, те «Игавании» с этой платформы были просто «просмотрены». Закинул (установил) я на эту DSi XL пару ромов.… Ну и среди них были Portrait of Ruin, Aria of Sorrow, Dawn of Sorrow. Была цель просто посмотреть-поиграть, ну а в итоге залип пока не прошел до тру енда (прохождение на 100%, редко удается с первого раза). Потом через пару месяцев вышел Bloodstained: Ritual of the Night, в который я погрузился с момента релиза на Nintendo Switch. А после него, на кураже, отправился во все остальные части Castlevania. Прошел в итоге все! Понял, что перестал воспринимать классику, так как теперь не хватает глубины прокачки и исследования!
Понял тебя, спасибо что так расписал это. А теперь я хочу спросить тебя о трёх играх, которые вышли на современных платформах, а не являются портами со старых консолей. Это Castlevania Mirrors of Fate HD, и как раз две части Bloodstained - Curse of the Moon и Ritual of the Night.
Mirrors of Fate неплоха, но по игровой механике она косит под западные слешеры, что вообще никак не цепляет. Нету цельной карты, она подается кусками по локациям. Curse of the Moon это бонусная игра за сборы кикстартера. За основу была взята третья Каслвания. Прошел один раз, но так как на тот момент классические игры серииуже не цепляли, то просто пробежал и забыл. Ritual of the Night — вот это уже хит. Все по канонам предыдущих работ Игараси, в неё я погрузился с головой!
А можешь чуть подробнее про ритуал? На сегодняшний день это самый актуальный представитель жанра как никак. Что понравилось, чем так зацепило?
Ну со времен симфонии это первая «Игавания», которая вышла на стационаре, следовательно нету никаких ограничений по мощности компьютера как раньше. Все крутые идеи из портативных «Игаваний» были добавлены в эту игру, предоставив совокупность всех его удачных решений вместе с самым большим замком в серии. Ну и сохранение всех игровых механик, что важно. Из-за этого играть можно бесконечно с учетом вариативности, которую предоставляет эта игра.
А еще скажи, я знаю, что ты играл в Ritual of the Night на всех актуальных платформах, и знаю, что на Nintendo Switch игра идет в 30 fps, скажи, это как-то мешает восприятию игры и удовольствию от нее?
Nawhik Восприятию мешает, но не критично. Играть можно, но только если нет альтернативы, например в виде лучшей версии на Xbox One X. А так, как я уже говорил, впервые прошел эту игру именно на свиче и там она вполне играбельная!
Понял, тогда еще последний вопрос, ты уже упомянул самую хардкорную часть серии, самую любимую часть серии, и часть с которой лучше всего начинать знакомство с серией, а можешь еще назвать свой личный топ 5?
- Castlevania: Symphony of the Night
- Bloodstained: Ritual of the Night
- Castlevania: Aria of Sorrow
- Castlevania: Rondo of Blood
- Castlevania: Portrait of Ruin
Спасибо тебе большое, за уделенное время, и ответы на мои вопросы, было очень интересно тебя послушать, а нашим читателям «почитать», (по крайней мере я так думаю) удачи тебе!
Спасибо, и Вам!
Наш небольшой экскурс подошел к концу, от себя отмечу, что в актуальное время релизов игр этой серии, я их почти все пропустил, но буквально год назад вышли сборники с классическими частями серии, рекомендую с ними ознакомиться.
Также отмечу, что наиболее полной коллекцией из современных платформ обладает PlayStation 3, 4. (Магазин PS Store), затем Xbox One (Microsoft Store), ну и замыкает Nintendo Switch с одним сборником. А ультимативным решением конечно же будет являться PC с различными эмуляторами. Что же касается игр серии Bloodstained, то они также вышли на всех актуальных платформах.
Лучшей среди консольных версий Bloodstained: Ritual of the Night является версия Xbox One X, затем версия PS4, затем версия Xbox One, а замыкает соответственно версия для Nintendo Switch!
До новых встреч, дорогие друзья!
P.S. Если кто-то из Вас, дорогие читатели, желает рассказать о своем любимом жанре и его основных представителях, то милости прошу в ЛС.