21 июля исполняется 100 лет Леониду Николаевичу Карцеву. Он возглавлял танковое КБ Уралвагонзавода в 1953–1969 гг. Этот период, по мнению исследователей, был самым продуктивным не только в жизни главного конструктора, но и КБ. За это время были созданы 26 новых образцов бронетанковой техники и вооружения, причем девять из них приняли на вооружение Советской армии (Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А, ИТ-1, БТС-2 и БТС-4). По проектам, созданным под руководством Леонида Карцева, было построено более 100 тысяч танков. И делали их не только в СССР, но также в Польше, Чехословакии и Китае.
«Период 16-летней деятельности Карцева в должности главного конструктора был, пожалуй, наиболее плодотворным периодом в послевоенном отечественном танкостроении» – вот мнение известного специалиста танкового дела Петр Кириченко.
Конечно, можно вспомнить, что средний танк Т-54, послуживший основой для всей линии карцевских машин, был создан во второй половине 1940-х под руководством Александра Морозова. Однако и здесь не все так просто. «Пятьдесятчетверку» разрабатывал коллектив очень опытных, но не обладавших современными теоретическими познаниями конструкторов. Расчет основных узлов и деталей почти не производился – к этой работе впервые приступили в 1949 году прибывшие в Нижний Тагил выпускники Военной академии бронетанковых войск, в числе которых был и Карцев.
Ко времени ухода Морозова с УВЗ (1951 год) танк Т-54 оставался довольно «сырой» машиной: он имел заводской ресурс всего в 1000 км пробега. Поэтому в 1952-м в Министерстве транспортного машиностроения СССР была разработана и принята к осуществлению большая программа по повышению ресурса до 5000 км. К делу привлекались три завода – УВЗ, № 75 и № 174, но головным по машине являлось КБ во главе с Леонидом Карцевым. Объемы работ оказались чудовищными – тагильчане оформляли до трех тысяч изменений конструкции в год.
Общие итоги подвел в 1956 году сам Карцев. В направленной в министерство справке он сообщил: «Танк Т-54 без ремонта, с заменой отдельных узлов, может ходить 10000 км». Затраты времени на текущее обслуживание машины удалось сократить более чем в два раза. Т-54 стал одной из самых надежных и экономичных в эксплуатации машин в истории всего мирового танкостроения.
Очень важная деталь: совершенствование узлов и агрегатов танка Т-54 проводилось при строжайшем соблюдении принципа взаимозаменяемости с ранее используемыми. Все танки постройки 1951-го и последующих годов в ходе капитального ремонта доводились до уровня последней на тот момент модификации. Поэтому в первоначальном виде их сохранилось очень немного, в основном это музейные образцы.
Накопленный технический ресурс позволил с середины 1950-х приступить к выпуску более мощных модификаций среднего танка. При этом каждая новая модель конструкции Леонида Карцева несла в себе новации, каковых еще не имели серийные боевые машины стран НАТО того же времени. Среди них – стабилизаторы для 100-мм пушек, средства преодоления широких водных преград, инфракрасные приборы ночного видения, комплекс защиты от оружия массового поражения и, наконец, гладкоствольные 115-мм орудия с невиданной для 1960-х бронепробиваемостью. Некоторые же машины вообще не имели аналогов, например, ракетный танк-истребитель ИТ-1.
Напомним, что главным конструктором Леонид Карцев стал в 31 год. За плечами имелись два фронтовых года, когда пришлось досконально изучить устройство как отечественных боевых машин, так и бронетехники союзников и Германии. Затем была учеба в Военной академии бронетанковых и механизированных войск («красный» диплом по специальности: «военный инженер-конструктор») и несколько лет работы в отделе «520» УВЗ.
Вполне достойный, но все же слишком короткий для «главного» путь. В практическом опыте Карцев категорически уступал руководителям танковых КБ, и вряд ли можно утверждать, что он опережал их в своих конструкторских талантах.
И тем не менее машины именно тагильской разработки с 1950-х годов и по сей день составляют основу бронетанковых сил СССР и даже Российской Федерации. Сначала это были средние танки Т-54/Т-55 и Т-62, затем их сменила линия основных боевых танков Т-72. Последний был поставлен в производство уже после ухода Карцева с Уралвагонзавода, но в создании, испытании и принятии на вооружение он принимал самое непосредственное участие.
Что же выдвинуло Леонида Николаевича в лидеры танковой отрасли? Ответ, возможно, следует искать в личных качествах. Многие из людей, тесно работавших вместе с ним, оставили воспоминания, как и сам главный конструктор.
Как отметил один из столпов танковой науки нашей страны Леонид Сергеев, профессор, доктор технических наук и генерал-майор Карцев обладал обостренным «чувством нового».
И действительно, в книге самого Карцева и в воспоминаниях его коллег регулярно отмечалось, что «главный» активно собирал доступные технические новации и пытался внедрить их на своих машинах. Подобными качествами обладали все руководители танковых КБ советской эпохи, однако свое стремление к новому Карцев ограничивал достаточно жесткими рамками. Он имел большой личный опыт фронтовой эксплуатации и ремонта танков и хорошее представление о том, что будет действовать в армейских условиях, а что не сможет, по крайней мере, в обозримом будущем. А работа по повышению надежности Т-54 добавила знаний о том, что промышленность способна делать сейчас, а что лишь в отдаленном будущем. И все новые идеи в тагильском КБ после первой апробации делились на сугубо экспериментальные и на предназначенные для внедрения на серийные изделия.
Ответственность за постоянно действующее крупносерийное производство танков на УВЗ Карцев превратил в преимущество. В свое время Александр Морозов покинул Нижний Тагил, потому что считал серийную нагрузку препятствием для творчества. Карцеву деваться было некуда, а последствия этого описал уже упоминавшийся Кириченко. По его мнению, Карцев твердо отстаивал методику повышения военно-технического уровня боевых машин «…за счет последовательного совершенствования серийных машин с сохранением их производственной и эксплуатационной преемственности. Такая концепция позволяла более оперативно, шаг за шагом внедрять в серийное производство всё, что создавалось нового в науке и технике, не связывая этот процесс с отработкой принципиально новых базовых составных частей танка». Время показало, что выбранная стратегия оказалась правильной. И сегодня тагильскую школу танкостроения отличает приверженность к эволюционному совершенствованию конструкции боевых машин, повышенное внимание не только к боевым характеристикам, но и к показателям надежности и технологичности изготовления.
Продолжение следует.
Текст: Сергей Устьянцев, канд. ист. наук, научный редактор
АО «НПК «Уралвагонзавод».
Фото: из архива музея бронетанковой техники УВЗ.