Найти тему
Любопытная Белочка

Жизнь на вырост

-Почему ты не купила себе платье? Оно же подошло тебе. Стройнит, между прочим, - задала вопрос Алёне подруга, с которой они были не только приятельницами, но и коллегами уже много лет.

-Да потом, наверное, куплю, весь шкаф шмотьём забит, куда мне столько, - сказала Алёна. Но вечером, дома, она то и дело вспоминала о том не купленном платье и задавала себе вопрос, почему же не купила, ведь в деньгах она не нуждалась.... И тут же находила себе оправдания, мол, действительно есть ей что носить, не бедствует, надо уметь экономить, что это она с жиру бесится, вон люди не доедают, а в стране что сегодня происходит, а ей десятое платье подавай, да и куда ей такое светлое платье в офисе носить, надо что-то попрактичнее, хотя бы синее, что ли было бы... Синее... Синее. Синее!! И вдруг, словно молния, перед глазами воскресла картинка из детства.

-Ничего, тут подкоротим, подвернём рукава, а тут - ушьём, - приговаривала мама, расправляя платье руками. - Какая красавица. А потом подрастешь, так рукава можно и заново сделать длинными, мама-то у тебя не безрукая, а немного шить умеет, - скороговоркой говорила мать дочери Алёнушке.

Девочка молчала. Платье ей не нравилось. Какое-то синее и унылое, из грубой ткани. Но оно было новое и дорогое. Точнее, не так. Вещь не столько была дорогой, сколько не по карману. Семья жила бедно.

После распада СССР, словно карточные домики, стали разваливаться некогда успешные колхозы, совхозы и комбинаты. Вот совхоз, где трудились родители Алёнки, с громким названием "Тру..ж..ник" держался на честном слове. Зарплату почти перестали платить, выдавали частично, иногда - продуктами. Например, картошкой, или свеклой, или еще чем... А вот деньгами - это редкость. Но сегодня был праздник. К новому году дали немного денег, на которые мама купила дочке в местном магазине то самое платье. Синее. В точно таких же платьях ходил почти весь их посёлок, девочки от 9 до 15 лет примерно. Умелые мастерицы расшивали его мишурой - получались новогодние наряды. Потом можно было отпороть мишуру и отправить ребенка в теплом платье в школу. Школьную форму как раз отменили. Хотя многие её носили всё равно. Но не потому, что с трепетом относились к наследию СССР, а потому что больше нечего было носить. Поэтому к платьям пришивали дополнительные воланы от старой одежды подходящего цвета. С брюками для мальчиков, правда, было сложнее.

Кроме дочери в семье были ещё два младших брата-близнеца, на которых, как говорила мама, "все вещи просто горели" и "ничего на них не напасешься". Поэтому их одевали во что придётся.

Алёнушка, как ласково называла её мать, была всегда за старшую в доме. Родители на работе, им некогда. После работы - свой огород и хозяйство, отец еще ходил "шабашил". Кому дров переколет, кому забор сколотит, взамен что-то дадут... После школы у Алёны был целый список дел, помимо уроков. Картошки начистить, прибрать в доме, Борьку покормить (Борька - это поросенок), за братьями присмотреть.

Все детство и юность так и прошли - в заботах, трудностях, экономии. Всю одежду и обувь мать всегда покупала на вырост. Примечательно, когда же вещь или обувь оказывались в пору, на них страшно было смотреть. Вещи превращались в тряпье, которое бы выбросить, да нельзя, купить было не на что. Да и зачем, ведь можно было купить что-то дельное в дом!

Ещё в школе до Алёны дошло, что её единственный шанс в жизни - вырваться в город из этой нищей деревни, - это хороший школьный аттестат.

И Алёна, до этого не блиставшая особыми успехами в учёбе, крепко взялась за учебники. Она хваталась за них так, словно утопающий за соломинку. Усилия не прошли даром и увенчались поступлением в университет, что произвело фурор во всей деревне. Мать гордилась дочкой и, наверное, это событие и продлило её жизнь, полную болезней...

Постепенно жизнь наладилась не только у её семьи, но и в стране. Уже не было дефицита, зарплаты платили вовремя. Прилавки магазинов были полны, да и недостатка в деньгах Алёна Андреевна не испытывала. Она с отличием окончила вуз, пошла работать, вышла замуж - все по списку, как положено, как было заведено. Через два года после свадьбы родила дочку. Муж оказался хорошим.

Жили как все. Точнее, не как все... Алёна, когда уже стала Алёной Андреевной, стала замечать, что вся её жизнь всегда, словно то синее платье - на вырост. Уже давно нет такой нужды в деньгах, а в её шкафу по-прежнему только практичные вещи, которые она носила годами. Ни за что она не купит какую-то безделицу-блузку, чтобы разок надеть. Все черное, серое, синее. Практичное. С обувью та же проблема. Сумки - только черные, потому что они подходят ко всему, к любой одежде.

Но странное дело... Эта экономия, словно хищный зверёк с щупальцами, проник всюду. Именно он решил, что и второго ребёнка она родит когда-нибудь "потом", ведь детей растить тяжело, вдруг не хватит сил и средств? Так и не родила второго ребёнка, всё откладывала на потом. Муж не настаивал, да и ладно.

-2

Такой же фортель этот экономный спрут выкинул с поездками на море. За все годы Алёна была на море лишь дважды. После свадьбы и ещё разок с Иришкой, когда та маленькая была. Ведь поездки на моря - это же прорва денег нужна! Лучше купить стиральную машину. Машина - вот она, настоящий вклад, а море что? Ну, фотки красивые, деньги на ветер, словом... Лучше родителям помочь, купить что-то в дом.

И вот сегодня... Опять история с этим платьем.... Отчего, почему она не купила себе то светлое платье? В глубине души она уже знала ответ на этот вопрос. Она всю жизнь живёт так, словно у неё есть какая-то ещё одна жизнь. На вырост. Да! Жизнь на вырост.

Она окинула взглядом свою квартиру, в которой находилась уже три дня одна. Муж уехал в командировку, а дочь поступила учиться в соседний городок, приезжала только на каникулы. Квартирка была завалена какими-то старыми вещами, каким-то хламом. Коробочки, бутылочки, все заставлено (вдруг пригодится). Балкон был завален вещами, вышедшими из строя. Зонтики с поломанными спицами, треснувшие тарелки (на дачу можно же сделать декор, верно?), сломанный пылесос (вдруг на запчасти продадим, потом), сгоревший утюг... А ведь она так мечтала выйти на красивый балкон, сесть в кресло и почитать книгу, но...

Алёне стало вдруг душно, её было нечем дышать. Она открыла балкон. Пошёл свежий воздух, стало легче... Хотелось позвонить маме, поплакать на её плече, но мамы уже не было. Алёна взяла телефон, позвонила коллеге и подруге. Той самой, с которой сегодня с утра были в торговом центре.

-Ленк, пошли завтра опять в торговый центр. Платье то куплю, что ли... Хотя платьем тут уже не спастись...

-Что? - не поняла Лена.

-Ничего, Лен, ничего... До завтра.

Спасибо за лайк и подписку. Статья по теме: "Ишь, какая, носит наряды не по возрасту"