Найти тему
Учитель из Гарварда

Когда учитель - Фрекен Бок, а психолог - дядюшка Юлиус.

Писала статью о психологах/психиатрах для учителей и вспомнила совсем недавнюю (слава, Богу, в прошлом!) эпопею с психологами детскими. Особенно болезненно, потому что дело касалось моего собственного ребенка.

Пошел в 1 класс мой второй сын. Он очень развитый, но есть особенности в связи с очень плохим зрением. Мы пережили несколько операций, процедуры постоянные. Это, безусловно, сказывается. Да и само по себе плохое зрение дает о себе знать. Мальчик спускается с лестницы всегда очень осторожно, держится за меня или перила, ногой как бы нащупывает, прежде, чем встать. И еще, у людей с очень сниженным зрением, обостренный слух. Сын плохо переносит шум, резкий сигнал в бассейне, например, его напрягает.

К ситуации. На уроке физкультуры его поставили прямо под звонковым устройством и когда раздался этот пронзительный долгий звук (в этой школе целая сирена), ребенок закрыл уши руками и зажмурился. Учительница у нас строгая, не приемлет ни малейших отклонений от того "как надо". Она подскочила к ребенку и стала отрывать его руки от ушей с требованием "вести себя как положено". Он сопротивлялся, педагог не придумала ничего лучше, чем потащить его тут же к психологу. Не понимаю, почему просто продолжить урок, ведь звонок не бесконечный, он снова встал бы в строй через минуту.

Как сам сын мне потом рассказывал, он испугался, что его повели на прививку, т.к. кабинет психолога рядом с медицинским. Стал плакать. Психолог сунула ему какие-то тесты, он плохо их решил, что понятно в таком состоянии.

После этого мне поступает видеозвонок (да, именно ВИДЕОзвонок, а не обычный), учительница и психолог вместе говорят мне, что сын ведет повел себя неадекватно, поэтому мне СРОЧНО необходимо явится в школу. У меня в это время тоже уроки, их никуда не денешь и я с трудом доработала до конца дня, переживая, что же там стряслось.

Приехала, вникла в ситуацию и наткнулась на железобетонную стену при попытке объясниться. Вердикт: срочно к психиатру. Я отказалась, попросив больше не ставить ребенка непосредственно под устройством звонка, а еще не тестировать его без моего на то согласия.

Через пару недель снова ВИДЕОзвонок. Те же лица, те же слова о неадекватном поведении. Кратко объясняю, что случилось (этот пазл сложился после разговора с сотрудниками школы и самим ребенком).

На первом родительском собрании сообща договорились детям телефоны в школу в 1 классе не давать, родители отвозят и забирают, звонить нет необходимости, а отвлекают гаджеты, точно. Сын просил несколько раз разрешить, но отказ был твердым. Объяснила ему, что уговор есть уговор, правила для всех одинаковые.

И вот в то злополучное утро дети находились в кабинете до урока без учителя. Сын увидел, что несколько человек играют в телефонах. Стал говорить моими словами про "уговор есть уговор", дети его, конечно, не слушали и ребенок выхватил телефоны у пары одноклассников, отбежал к учительскому столу и сунул их в ящик. В это время вошла учительница, дети пожаловались, она его отчитала, что трогал чужое имущество, телефоны вернула, ничего не сказав о запрете.

Еще через два урока ситуация повторилась. Дети играли в гаджеты, учительницы не было, наш борец за правопорядок)) отобрал снова и спрятал.

В этот раз учительница сказала, что вызовет полицию, это, мол, кража.

Ребенок расплакался, вернул телефоны, но продолжал настаивать на своем, что "телефоны в школу нельзя".

Учительница позвала психолога, а дальше вы знаете.

Нам написали характеристику для специалиста и снова послали к психиатру.

Вместо этого я пошла к практикующему психологу коррекционной школы, уж она-то всяких детей видела, поможет найти верный подход.

Специалист долго беседовала с сыном, периодически заглядывая в характеристику. Потом со мной наедине. Диалог.

-У вас конфликта личного с учителем не было?

- Нет, правда мы давно друг друга знаем, еще до поступления в школу я контактировала с ней будучи методистом Управления образования.

- Может чем обидели?

- Вроде бы нет, может не нарочно...

- Ваш учитель предвзято относится к мальчику. Смотрите, в характеристике "считает в пределах 10". Это так?

-Нет, он еще до школы сотни складывал.

- "С трудом соедитняет буквы в слоги"?

- Да у него лучшая скорость чтения в классе!

- "Не владеет навыками самообслуживания"?

- Это как?!

- В туалет сам ходит? Умывается, одевается, ложкой ест?

- Конечно (у меня глаза из орбит едва не вылезли от удивления).

- Характеристика у вас как на аутиста. А я никаких отклонений при беседе с ребенком и тестировании не увидела. Очень умный, имеющий свое мнение мальчик. Значит, дело не в нем, а во взрослых.

Я рассказала ей ситуацию со звонком, специалист была озадачена действиями работников школы.

-Им самим лечиться надо, -сказала психолог и посоветовала... сменить школу. А если нет возможности, кивать на все претензии и поддерживать ребенка. Также дала несколько практических рекомендаций как преодолеть особенности, связанные с нарушениями зрения.

Мы не могли никуда перевестись в то время, а ситуации еще были. Например, ребенок посетовал, что после уроков они классом ходят кормить птиц на задний двор, всем дают хлеб, а ему еще ни разу. Я дала в пакетике зернышки. Пришла за сыном на следующий день, разговариваю с учителем (обычные вопросы успеваемости), выходит мой сын одним из последних их класса (он медлительный) и подходит к нам, показывает с улыбкой учителю свой пакетик с угощением для птиц. Она, не отрываясь от разговора ни словом, ни взглядом, вынимает из его руки пакетик и передает девочке. На лице сына удивление сменяется отчаянием. Я нарочно не вмешалась, думаю, посмотрю как он справляется, не проявит ли агрессию.

Пошла следом за классом, сын обратился к девочке:

- Отдай, это мое.

- Мне МарьИиванна дала!

- Но это же Я принес! Отдай!

-Нет!

Так они попрепирались, никакой злобы со стороны сына я не увидела, только обиду за несправедливость. Я разделила корм между детьми, которым не досталось хлеба. Вот и все, конфликт исчерпан.

По-моему, этой Фрекен Бок просто плевать на детей.

Еще через месяц, провожаю сына до школьного двора, говорю "Хорошего дня, малыш". Мимо проходит психолог, качает головой. При следующей встрече она мне проповедь прочитала по поводу того, что ребенка в 1 классе уже нельзя называть "малыш", уменьшительно-ласкательным именем тоже, потому что он не сможет чувствовать себя взрослым и ответственным учеником. И вообще, "Вы неправильно воспитываете сына".

"Дядя Юлиус считал, что все всё делают плохо".
"Дядя Юлиус считал, что все всё делают плохо".

Я тоже изучала детскую психологию, курсы и вебинары периодически прохожу, так что не соглашусь. Ребенок должен чувствовать себя любимым в семье АПРИОРИ.

А слово "малыш" в нашем доме вообще что-то вроде прозвища, потому что книгу А. Линдгрен "Малыш и Карлсон" мы очень любим, часто цитируем фразы:

"даже за сто тысяч миллионов крон!",

" не в пирогах счастье",

"плюшками балуемся",

"умный, красивый, в меру упитанный мужчина, ну в полном расцвете сил",

"Спокойствие! Только спокойствие",

"Малыш, я же лучше собаки!" и т.д.

Так что ничего криминального я в обращении "малыш" не вижу.

Но против системы не попрешь, я устала ожидать очередной видеозвонок, да и в школу сын ходит уже не с такой охотой, как в первое время.

После предложения перейти в любимую мною школу со всеми своими тремя детьми, я решила, что это выход.

Как учитель, я встречала учеников, которым и в самом деле нужна помощь специалистов, один циркулем в детей тыкал, другой пукал и хохотал, третий совсем не разговаривал. Здесь же не было НИЧЕГО, с чем не мог бы справиться ОБЫЧНЫЙ учитель.

Следующую статью планирую написать о детях с НЕНАДУМАННЫМИ особенностями.