Найти тему
Золотой склад

Можно ли ремонтировать белое золото и что следует знать о недостатках его переплавки в новые изделия.

Первое, что следует знать о белом золоте, это чем оно отличается от металла других цветов, ведь их состав состав тоже разный.

Все ювелирные украшения (исключение изделия 999.9 пробы) изготавливаются из золота смешанного с другими металлами (лигатура) такими как медь, цинк или серебро.

И если большинство изделий розового, желтого или красного цвета состоят из сплава золота с медью и серебром, то белое золото получается путем смешивания совершенно других, не всегда благоприятных металлов.

Отличия готовой лигатуры (смесь металлов для придания золоту определенных характеристик и цветов) для белого, розового и красного золота
Отличия готовой лигатуры (смесь металлов для придания золоту определенных характеристик и цветов) для белого, розового и красного золота

Процент содержания этих металлов в сплаве золота определяется пробой установленной на украшении. Например, 585 проба указывает, что в сплаве содержится 58,5% чистого золота, а остальное примеси. 750я – говорит, что лишь 25% сплава составляют сторонние металлы, а 75,% принадлежит чистому золоту.

проба указывающая процент золота в сплаве: в этом кольце на 1000 частей сплава, приходится 585 частей золота.
проба указывающая процент золота в сплаве: в этом кольце на 1000 частей сплава, приходится 585 частей золота.

- Для чего в золото добавляют медь и другие металлы и почему в ювелирных изделиях не используют чистое золото?

- Сторонние металлы в ювелирное золото добавляют для улучшения его физических характеристик и повышения эксплуатационных показателей.

Некоторые, такие как медь, позволяют золоту быть более пластичным и без потерь в качестве быть переплавленным даже несколько раз.

Другие же, служат для придания золоту определенного оттенка или цвета, необходимых для воплощения определенных задумок мастеров ювелирного искусства.

Чистое же золото 999 пробы в украшениях практически не используют, поскольку такой драгоценный металл крайне плохо справляется износу и быстро портится.

таблица - сплавы золота и влияние металлов на текучесть или прочность ювелирного сплава.
таблица - сплавы золота и влияние металлов на текучесть или прочность ювелирного сплава.

Классические цвета золота, такие как розовый или красный имеют, схожий практически идентичный состав сплавов, состоящий из смеси золота с серебром и медью.

Комбинация этих компонентов зарекомендовала себя с лучшей стороны, и сплавы отличаются хорошей плавкостью, легко переносят повторные переделки, прекрасно подходят для ремонта и уже давно изучены ювелирами.

Белый же цвет золота имеет совершенно другой состав сплава и металлы, присутствующие в нем отличаются от тех, что составляют лигатуру для других цветов.

Зависимость цвета белого золота от его состава.
Зависимость цвета белого золота от его состава.

Так, например, сплав белого золота, в отличие от красного крайне редко содержит медь и может состоять из нескольких разных комбинаций; золото + платина, золото + серебро + палладий или золото + медь +никель + цинк.

Самой лучшей считается комбинация из золота с платиной. Сплав получается максимально насыщенным и имеет чистую, зеркальную структуру. Однако его производство слишком дорого и трудоемко. Поэтому такой сплав встречается крайне редко и больше популярен для изготовления индивидуальных изделий.

-5

Поэтому в большинстве случаев белое золото изготавливают путем смешивания аурума с цинком, медью и никелем или что чаще бывает при заводском изготовлении с серебром и палладием.

И такое разнообразие вариаций становится первой проблемой для ювелиров.

Каждый металл, присутствующий в золотом сплаве требует индивидуальных условий плавки и обработки.

-6

И если клиент приносит сразу несколько разных изделий для переделки, сплавы в них могут отличаться, что очень усложняет работу для мастера. Определить без дорогостоящего оборудования, какой сплав в каком украшении, практически невозможно. Поэтому часто бывает, что после переплавки нескольких изделий разного состава, финальный сплав получается с серьезными недостатками, проявляющимися например, в виде пористостей или более высокой хрупкости.

В связи с этим ювелиры не всегда соглашаются брать на переплавку много украшений из белого золота. Гарантировать высокое качество изготовленного изделия им попросту невозможно.

следы пайки белого золота
следы пайки белого золота

Также стоит понимать, что белое золото никогда не бывает зеркально белым и для этого всегда покрывается родием.

Нанесение родия на золотое украшение накладывает определенные требования не только по его ремонту, но и по его эксплуатации.

Так, например, белое родированное золото нельзя полировать или чистить жесткими абразивными средствами. Такие действия могут привести к истиранию защитного слоя, и украшение будет выглядеть тускло.

Белое родированное золото сложнее и дороже ремонтировать. После пайки или чистки, такое изделие практически всегда требует повторного нанесения родия на драгоценный металл. А это не только усложняет, но и удорожает работу.

ремонт кольца - изменение размера.
ремонт кольца - изменение размера.

Сделать из белого золота желтое – можно. Для этого следует растворить сплав в специальном растворе на основе соляной кислоты. Выделить в нем чистое золото и осадив чистый аурум заново сплавить и смешать его с нужными легирующими добавками получив желанный цвет и оттенок

Но для такой процедуры нужна лицензия, позволяющая заниматься аффинажем. Поэтому ювелиры делают проще – просто подмешивают в сплав больше меди и чистого золота, а также дополнительно покрывают изготовленные украшения позолотой.

Сделать из желтого золота металл белого цвета можно по этой же процедуре. Или, что еще проще – покрыть золото родием.

Переплавлять белое золото тоже можно, только желательно переплавлять одно изделие, а не несколько украшений сразу. Или же подобрать аксессуары от одного бренда, состав которых вероятнее всего будет одинаков.

Работать ювелиру с белым золотом сложнее чем с розовым или красным. Поэму в большинстве случаев владельцам украшений из белого металла найти мастера для переплавки бывает труднее. Тем не менее они явно стоят того чтобы их покупать, ими любоваться и ими восхищаться.