Параллельно с выполнением натюрмортов вы можете писать этюды с отдельных предметов или групп предметов с более широким охватом пространства помещения.
Изображение внутреннего пространства помещений носит в искусстве название интерьер. В нем могут быть выражены самые различные оттенки чувств и настроений человека: радость, грусть, раздумье; он бывает торжественным, нарядным или скромным, уютным или холодно-парадным. В интерьере мы можем показать те изменения, которые вносит в нашу жизнь советская действительность. Вид новой квартиры, ее убранство будут отражать быт, вкусы и интересы нашего современника.
Интерьер служит переходным моментом к пленэру, к улице, к воздуху. Открытое окно или двери на балкон связывают интерьер с пейзажем, с внешним миром. Это опять новая, увлекательная задача — и по
содержанию. и по художественному смыслу.
Интерьер как самостоятельная тема, подобно натюрморту, имеет
самые различные сюжеты и живописные задачи. Так, одна и та же
комната, в которой вы живете, в зависимости от освещения, времени дня и года будет производить различное впечатление и таким образом представлять прекрасную возможность для решения живописных задач.
А в самой комнате! Сколько интересных сочетаний предметов, композиционных вариантов: освещенное окно с частью стены и столиком или стулом у окна; то же окно при вечернем свете, с глубокой или прозрачной синевой за окном и т. д. Наряду с учебными задачами в таких упражнениях пытайтесь выразить ваши чувства, настроения, чтобы донести их до зрителя, пробудить в нем соответствующие эмоции.
УПРАЖНЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ
(Рис. 46)
Выбрать сюжет для работы над интерьером не сложно. Возьмите
любой мотив: жилую комнату, библиотеку, внутренний вид крестьянской избы, помещение кухни. Для проживающих в городах большой интерес представляют интерьеры общественных зданий: музеев, клубов, библиотек, заводские и промышленные объекты (цеха, шахты и т. п.). Каждый интерьер будет иметь свой колорит, свои особенности.
Как и в работе с натюрмортом, прежде всего подумайте о композиции, определите место, с которого будете писать. Чтобы облегчить для себя поиски композиционного решения, можно воспользоваться специальной рамкой. Сделать для себя такую рамку очень
нетрудно: вырежьте в картоне или тонкой фанере отверстие
размером 4Х 5 см. Одну из сторон этой рамки можно передвигать и
тем самым по желанию изменять се формат. Глядя через такое оконце на натуру (приближая или удаляя его от глаза), мы будем
уменьшать или расширять охватываемое нами пространство помещения.
Когда выбран сюжет и определилась композиция, сделайте рисунок: наметьте основные очертания предметов, их масштаб, место
на листе и пространственное положение. Закончив рисунок, проверьте его, пользуясь полученными знаниями по перспективе: найдите линию горизонта, точку схода уходящих в глубину параллельных линий,
Наш совет — сделать вначале рисунок с натуры, а затем уже
проверить его в перспективе — не случаен. Живое чувство подскажет вам, как найти наиболее выразительное сочетание участвующих
компонентов: объема, пятен света и тени. А ошибки в построении
пространства, которые могут возникнуть, вы исправите позже, не
изменяя вашему художественному замыслу.
Если же начать с перспективного построения, не доверяя своему чувству и глазу, ваша работа может лишиться самого главного — непосредственности, искренности. Этюд может стать архитектурным чертежом, а излишняя рассудочность лишит вашу акварель обаяния и прелести, сделает ее сухой и холодной.
Выверив рисунок с помощью перспективы, начинайте прописку,
как рекомендовалось в работе с натюрмортом. Обычно окно, являясь
источником освещения всей комнаты, будет самым светлым местом
в этюде. Следующими по силе света будут ближайшие к нему предметы.
Одновременно сравнивайте эти светлые места по цвету: что
из них теплее, что холоднее. Путем сопоставления со светлыми
установите остальные части натуры.
Заметьте, что холодным тонам сопутствуют теплые цвета. Сочетание теплых и холодных создает впечатление света в помещении,
его яркости в окне.
Выполните потом тот же мотив при иной погоде. Сравните затем
эти этюды. Удастся ли вам передать различие состояния погоды,
характера света? Будет ли разница в красках? Если вы не сумеете
найти в каждом из этюдов свои краски для передачи различных со-
стояний погоды, освещения, это будет свидетельством того, что вы
недостаточно внимательны, не работаете сравнениями, не проявляете необходимых усилий в поисках нужных оттенков цвета при
составлении красочных смесей.
Установив недостатки в своей живописи, старайтесь преодолеть
их в своих последующих упражнениях..
На рис. 46 изображен довольно сложный интерьер как по обстановке, так и по цвету. Такого порядка задания вы можете перед собой
ставить, уже приобретя некоторый опыт в работе над интерьером.
На этюде — кабинет А. С. Пушкина в селе Михайловском. Метод его выполнения не отличается от описанного нами выше: вначале делается рисунок, выверяется перспектива, а затем следует прописка
с учетом общей тональности, присутствующих контрастов света и
тени, анализ теплых и холодных тонов и т. д.
Автор применил в этюде гуашевые белила. Такая смешанная техника акварели с гуашью в художественной практике допускается.
Но это уже не будет чистая акварель. Мы рекомендуем до поры до
времени воздерживаться от пользования белилами, тем более, что в
последующих выпусках технике гуаши и темперы будут отведены
специальные разделы.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт