Симферопольская пайцза. Золотая Орда. Вторая половина XIV вв. Поступление: передан из Государственного хранилища при министерстве финансов СССР в 1967 г.
Данная пайцза была в составе уникального Симферопольского Клада:
Симферопольский клад - шедевр ювелирного искусства Золотой Орды. 328 предметов из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней общим весом 2 кг 584 г были обнаружены при земляных работах недалеко от Симферополя в 1960-х годах. Клад нашли рабочие во время строительных работ. Судя по наличию серебряной пайцзы хана Кильдибека (годы правления 1361-1362), правившего в середине XIV века, клад принадлежал представителю высшей ордынской аристократии, обладавшему значительной властью. По мнению некоторых ученых, им мог быть правитель Солхата - административного и торгового центра золотоордынских наместников в Крыму.
Найденная среди предметов клада пайцза представляет собой позолоченную дощечку длиной около 30 сантиметров, изготовленную из серебра. На лицевой стороне пайцзы, в верхней ее части, имеется позолоченное изображение солнца в виде круга, внутри которого помещена шестилепестковая розетка. На одном конце пластины было отверстие для того, чтобы ее можно было подвесить к поясу.\
Пайцза выдавалась ханами особым чиновникам, или гонцам, которых отправляли по всей империи улуса Джучи - Золотой Орды. Пайцза была символом власти и особых полномочий того, кто ее предъявлял.
Фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук, совершивший путешествие к монголам в 1253-1255 гг по поручению Людовика IX (кстати, побывал Рубрук и в Крыму, о чем остались интереснейшие заметки - как нибудь поделюсь с Вами!) писал о том, что хан Монгольской империи Мункэ давал своим посланникам «золотую дощечку, шириною в ладонь и длиною в пол-локтя, на которой пишется его приказ. Кто её имеет в руках, тот может приказывать что хочет, и это делается без замедления»
Знаменитый путешественник Марко Поло, также, писал об этом символе власти. Сотник имел серебряную пайцзу, тысячник — золотую или позолоченную серебряную, темник — золотую с львиной головой; «у того, кто поставлен над ста тысячами или начальствует главным, большим войском» пайцза золотая с изображением льва в нижней части, солнца и луны — сверху. На всех одинаковая надпись: «По воле великого Бога и по великой его милости к нашему государю, да будет благословенно имя хана и да помрут и исчезнут все ослушники». Когда требовалось наделить официальное лицо высшей властью, символом на пластинке был кречет.
Хубилай, отправляя братьев Поло послами к папе римскому, вручил им «золотую дщицу», которая давала право на получение лошадей и эскорта. Аналогично, Николо, Маффео и Марко при отъезде из Китая получили две пайцзы, а от ильхана Гайхату — четыре (две с кречетом, одна со львом, одна простая). «Написано было там их письмом, чтобы всюду трех послов почитали и служили им как самому владетелю, давали бы лошадей, продовольствие и провожатых».
Текст симферопольской пайцзы:
(on the obverse) 'на передней стороне’:
Mongke tngri-in küčündür
Yeke suu jali-yin igegendür
(on the reverse):
Keldibeg-ün jrlg ken ülü
Büširekü kümün aldaqu ükükü
Перевод гласит:
«By the strength of eternal Heaven and by the protection of the great might and radiance. An edict of Keldi Beg. Any person, who shall not respect (this), shall be slain and die» [Ibid].
Перевод на русский язык:
«Силою вечного Неба,
Покровительством (его) великого могущества и сиятельства.
Кто не повинуется Эдикту Келдибека,
Тот будет убит и умрет».
Текст перевода Н. Ц. Мункуева.
В 2002 году Марк Григорьевич Крамаровский опубликовал несколько другой вариант перевода:
«Силою Вечного Неба, покровительством великого могущества и блеска. Указал Кельдибек: всякий, кто им не покорится, будет убит и умрет».
#история #золотая орда #пайцза #клад #кильдибек #археология #история крыма #мир приключений