У эффектной актрисы Людмилы Целиковской избранники были ей под стать: актер Михаил Жаров, архитектор Каро Алабян, режиссер Юрий Любимов... Казалось, она легко и весело идёт по жизни, как её искромётные героини. Но единственный наследник актрисы Александр Алабян в воспоминаниях о матери уверял, что её судьбу нельзя назвать лёгкой. (Далее весь материал на основе его воспоминаний).
Впервые Целиковская вступила в брак на втором курсе театрального училища (1938) со своим однокурсником Юрием Алексеевым-Месхиевым. Вторым супругом актрисы стал писатель Борис Войтехов. Она не любила вспоминать о них, считая оба ранних замужества ошибкой.
Сниматься в кино она начнёт с 1939 года. А самые лучшие её картины выйдут во время войны.
Тогда же, в военное лихолетье, её разыскали в эвакуации в Омске и вызвали в Алма-Ату для съёмок в «Воздушном извозчике». Верховный главнокомандующий считал необходимым в эти годы снимать как можно больше картин о бравых и удачливых воинах. И чтоб экран украшала красивая девушка.
Партнёром актрисы стал Михаил Жаров. По её рассказам, они с первой встречи поняли, что она предопределена судьбой.
Это был не просто служебный роман - они влюбились, как дети, несмотря на то, что Жаров был на 20 лет старше. Она начинающая актриса — он признанный мастер, кумир зрителей. Женщина пыталась подавить вспыхнувшие чувства, поскольку была замужем за писателем Борисом Войтеховым. Жаров тоже состоял в браке — с актрисой Людмилой Полянской. (Правда, семейные узы стали рушиться после смерти двойняшек во младенческом возрасте). Но противиться чувствам становилось всё сложнее.
Признавшись в письме мужу в том, что больше не сможет жить с ним, она получила в ответ шквал ругательств и оскорблений. При этом экс-супруг разослал письма с оскорблениями в адрес изменницы всем общим знакомым.
Послания с угрозами продолжали поступать ещё долго. Не менее бурная и гнусная сеть интриг была сплетена женой Михаила Ивановича - с наговорами, сплетнями, анонимными письмами. В это время Жаров слёг в больницу с тяжелейшим воспалением лёгких и Людмила переживала за его жизнь.
Но вскоре Михаил Иванович поправился, страсти утихли, жизнь потекла по новому руслу.
А «Воздушный извозчик» произвёл фурор. И Целиковская с Жаровым стали ездить с концертными бригадами по фронтам. Они рассказывали бойцам о своих ролях в кино, сочиняли сценки, пели. Целиковскую встречали с восторгом!
Её послевоенная популярность возросла. Возле их с Жаровым дома на Пушкинской всё время стояли поклонники. Случалось, они несли актрису на руках к машине. Школьники засматривали наизусть в кинотеатрах фильмы с её участием. Девчонки укладывали волосы "под Целиковскую", копировали её взгляд и радостное выражение лица. Только неиссякаемую душевную щедрость и открытость миру скопировать было невозможно.
Когда снимали картину «Иван Грозный», глаза актрисы серьёзно пострадали: бьющий в глаза свет ламп был слишком яркий и повредил оба хрусталика.
Тогда играть царицу Анастасию в картине Эйзенштейна сначала должна была Галина Уланова. Но её срочно вызвали в Большой. А кандидатуру Целиковской выбрал сам Сталин, по заказу которого Эйзенштейн и создавал картину.
Потом глава страны утвердил Сталинские премии всем исполнителям, кроме нее. Вычеркнув Целиковскую из списка, верховный сказал: «Такими царицы не бывают!» Конечно, в Целиковской не было величавой стати Тамары Макаровой. Она была слишком живая и настоящая.
Целиковскую с Жаровым часто приглашали на правительственные приемы. По мнению актрисы, это значило «работать клоуном». Для партийных чиновников актрисы были красивыми игрушками. Но отказаться было нельзя.
Был у Людмилы Целиковской покровитель. Еще на вступительных экзаменах один из корифеев Вахтанговского театра Рубен Симонов выделил абитуриентку из числа других. И потом часто ей помогал.
Именно он заступился за актрису, когда за участие в киносъёмках её собирались исключить с первого курса.
Именно он в 1948 году познакомил ее на своей даче с товарищем - преуспевающим архитектором Каро Алабяном, занимающим ответственные посты и часто бывающим за рубежом. И вскоре Целиковская ушла к нему, оставив Жарова в прямом смысле с разбитым сердцем: он получил инфаркт.
Спустя год Людмила родила долгожданного сына, и какое-то время они жили счастливой жизнью полноценной семьи. А ещё через пару лет Каро Алабян на коленях просил супругу простить его, потому что невольно подверг их с сыном опасности. Во время одного из заседаний по вопросу строительства высоток в столице он на основании своих инженерных расчётов высказал мнение, противоречащее предложению Берии. И был в тот же день снят с работы.
Он отправил Алабяна в Армению «развивать армянскую архитектуру». А через два года помог вернуться, обеспечил жильём.
Вскоре новое испытание свалилось на Людмилу Васильевну — у сына Александра обнаружили полиомиелит. Актриса перестала сниматься, ушла из театра и всю себя посвятила борьбе за жизнь ребёнка. К счастью, у него
оказалась редкая форма, которую удалось вылечить.
А в 1959 году от рака легких ушёл из жизни муж Каро Алабян.
Актриса долго не могла оправиться от этого удара судьбы. В тяжелые времена ее поддерживал друг супруга Анастас Микоян и актер и режиссер Юрий Любимов, с которым она некогда снималась в "Беспокойном хозяйстве", а потом в паре играла Джульетту. Как оказалось, Любимов давно питал к Людмиле Васильевне нежные чувства.
И она решила попробовать ещё раз стать счастливой.
Юрий Любимов пришёл в жизнь Целиковской, когда её сыну Александру было 10 лет. Несмотря на то что в детстве мальчик не сблизился с любимым мужчиной матери, взрослым умом он понял, «что союз Целиковской и Любимова был уникальным." В их доме стали бывать Высоцкий с новыми песнями, Вознесенский с чтением стихов, мальчик познакомился с Сахаровым и Капицей.
Она во всём поддерживала супруга, защищала от нападок чиновников минкульта, не принимавших новаций режиссёра. Её голосу внимали, прислушивались. А потом вдруг отстраняли от роли, мало задействовали в театре, вычёркивали из списков на звание Народной. Она всё это видела и понимала, но никогда не жаловалась и не подавала виду, что у неё есть какие-то проблемы.
Сын помнил её всегда весёлой и улыбчивой, успевающей с утра накраситься, "чтобы быть похожей на Целиковскую". Она с утра до вечера занималась ребёнком, варила варенье, пекла пироги, вязала свитера, принимала гостей, добивалась приёма у нужного начальника, успевая всё сама, без помощников и домработниц. Юрий Петрович на её фоне выглядел угрюмым и погружённым в свой мир.
Возможно, ему нужна была молчаливая жена гения, но неординарность и яркость натуры Людмилы Васильевны не позволяли ей стать тенью. В результате Любимов нашёл другую женщину и ушёл. Для неё это стало предательством.
В 1975 супруги разошлись. По этому поводу Целиковская обмолвилась:
Людмила проявила силу своего характера, не вступая в разборки и скандалы, а просто вычеркнула его из своей жизни.
У Любимова впереди ещё был долгий путь со скандалами, с потерей театра, эмиграцией, возвращением, попыткой снова воссоздать расколовшуюся Таганку на былой славе... Когда Людмилу Целиковскую в 1992 году унесёт тяжёлая неизлечимая болезнь, проводить её в последний путь придёт много народу. Но Любимова там не будет.
Больше мужчин она в свою жизнь не пускала. В конце жизни Людмила Целиковская назовёт первые два замужества ошибками молодости, о Михаиле Жарове будет говорить с теплом: «Он любил меня больше всех… А я больше всех любила Алабяна». О Любимове не скажет ни слова.
В Театре Вахтангова при руководстве Рубена Симонова она блистала на сцене. С приходом туда в 1987 нового руководителя - Михаила Ульянова, с которым отношения не сложились, - ролей стало мало. Актрису спасала работа в спектакле «Коварство, деньги и любовь», в которой она работала с Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской и с которой объехала весь Союз. Правда, когда Целиковская слегла с тяжёлым недугом, именно Ульянов позаботился о хорошей больнице и самых профессиональных докторах. Тогда она и смогла оценить душевную красоту своего руководителя.
С 1989 года, когда у актрисы обнаружили рак, она стала медленно угасать. Спустя три года покинула этот мир в возрасте 72 лет.
Но оставила о себе светлую, добрую и яркую память. Фильмы с участием актрисы - это классика советского кино. Смотрим и наслаждаемся!
Читайте воспоминания сына Марины Ладыниной о матери: