Найти в Дзене
Лиля Светлая

Когда надевают платье

А я тебе говорю, что не хочу выходить замуж за этого твоего Михаила Ефремовича! И отчество какое-то дурацкое… Ну кто кого сейчас называет Ефремом? - Нина почти кричала на свою мать — Елизавету Тимофеевну.

Мать изо всех сил пыталась убедить свою тридцатитрёхлетюю дочь Нину просто познакомиться и пообщаться с хорошим мужчиной. Уверяла, что от знакомства до замужества так же далеко, как от Земли до Луны. А если он Нине не понравится, то и всё на этом — никаких встреч больше не будет.

Нина упрямо отказывалась:

- Ну зачем мне с ним общаться? Ну чего ты пытаешься меня замуж сплавить? Тебе так плохо со мной?

Мать вздохнула и попыталась объяснить:

- И неплохо, совсем неплохо. Ты это знаешь, Ниночка. Я о тебе сейчас думаю, а не о собственном удобстве. Я уже старая. Вот я умру, ты с кем останешься? С Мурзиком?

Нина резко ответила:

- Да уж лучше с Мурзиком, чем с этими неряхами и потребителями. Толку от них… Аборты делать и работать на него всю жизнь даром? Спасибо — на подруг насмотрелась. Что-то не хочется.

Мама робко возразила:

- А если он не неряха? Работает между прочим… Аборты зачем сюда приплела? Сейчас это и не обязательно вовсе… А тебе лучше бы вместо абортов замуж выйти, чтобы у твоего ребёнка отец был…

Нина к этому времени сильно разозлилась и резко ответила:

- Вот что мне лучше, я сама буду решать. Ладно, мам?

Мать обиделась и с упрёком в голосе сказала:

- Решай, решай. А только я Михаила в воскресенье в гости пригласила. Заодно телевизор попрошу перевесить и дверки шкафа поправить. Я уже и деньги приготовила. А ты можешь в комнате сидеть, пока он работает, раз знакомиться не хочешь. Так всю жизнь за компьютером и просидишь… Жизнь у тебя такая получится… виртуальная.

Она вышла из комнаты дочери, шумно прикрыв дверь. Нина с облегчением вздохнула.

В воскресенье Михаил Ефремович пришёл перевешивать Елизавете Тимофеевне телевизор. Елизавета была подругой его тётки Марии, а портить отношения с тёткой ему не хотелось. Была Мария скандальной и не в меру активной, но Мишеньку племянника любила. Когда по молодости лет тот сошёлся с красивой и безответственной Райкой, то пустила их к себе жить. Родители Михаила слышать о такой снохе не хотели и на порог их к себе не пускали. Сейчас тётка попросила его сходить к своей подруге и помочь сделать мелкий ремонт. Сказала, что мужиков у них нет и не предвидится, так как дочь Елизаветы — Нинка — всех распугала своим дурным характером. Михаил Ефремович пожал плечами, потому что недостатка в женском внимании у высокого, сильного и симпатичного Михаила не было. Нинка с дурным характером была ему совершенно безразлична.

Когда Михаил закончил возиться с дверками кухонного шкафчика, на пороге кухни появилась молодая высокая женщина. Она недовольно посмотрела на мужчину, буркнула:

- Здравствуйте.

Он ответил:

- Здравствуйте.

Женщина серьёзно спросила:

- Знакомиться пришли?

Он ответил:

- Нет. Тётка попросила вашей матери помочь.

Нина кивнула:

- Хорошо.

Взяла из холодильника яблоко и прошла к себе в комнату.

Михаил собрал инструменты, попрощался с Елизаветой Тимофеевной и ушёл.

Елизавета прошла в комнату к дочери, увидела сидящую за компьютером Нину, сказала:

- Вот помру, останешься одна, ещё не раз меня вспомнишь. Я тебе добра желаю, а ты не слушаешь ничего.

Нина встала, подошла к матери, обняла её за плечи:

- Мам, ну не сердись… Если полюблю кого-нибудь по-настоящему, тогда и о замужестве подумаю. А просто так себе ярмо на шею вешать совсем не хочется.

Мать вздохнула:

- Ты всё-таки подумай, Нин. Чтобы детей вырастить здоровье нужно, молодым легче.

Дочь попыталась утешить Елизавету Тимофеевну:

- Я подумаю, мам, подумаю.

В комнату вошёл кот Мурзик, прыгнул на подоконник, уселся там и стал внимательно смотреть в окно.

К Михаилу приехала из другого города дочь Лена. Хоть с Раисой они прожили и недолго, но дочь родить успели. Когда Леночке было два года, Рая собрала вещи, взяла дочь и уехала в свой родной город. Там она устроилась на работу продавщицей, дочь отдала своей матери и стала жить так, как любила и умела: часто меняла мужчин, тянула из них деньги и старалась ни в чём себе не отказывать. Была она красива, и провести с ней время многие были не прочь. Часть денег она отдавала матери, на пересуды кумушек не реагировала, а если сильно доставали, могла и послать куда подальше. Лена любила мать, но относилась к ней, скорее, как к подружке. Все серьёзные вопросы, которые возникали в её жизни, она предпочитала решать с бабушкой и отцом. Михаил дочь тогда не бросил, переводил для Лены деньги Раиной матери, а на лето забирал Ленку к своей тётке Марии Николаевне. Родители Михаила к этому времени умерли, и теперь одинокая тётка Мария была ему и Лене вместо матери и бабушки.

Мария Николаевна попала в больницу. Хотела вымыть окно, не удержалась и упала с табуретки на пол. Сломала руку, разбила голову. Как раз в это время у неё гостила Лена. Она быстро вызвала скорую и позвонила отцу. Марию Николаевну увезли в больницу. Михаил поехал её сопровождать. Вечером он сообщил Елизавете Тимофеевне о случившемся несчастье и очень просил присмотреть за дочерью, пока он будет работе. Елизавета согласилась взять к себе Леночку, заодно узнала у него, в какой больнице лежит подруга. Хотела к ней ехать, но Михаил попросил утром забрать Лену к себе и сказал, что позже сам отвезёт Елизавету Тимофеевну в больницу к Марии.

На следующий день, с утра раздался звонок в дверь. Елизавета открыла. Увидела Михаила и рядом с ним девочку лет тринадцати, высокую, худенькую, в коротких шортиках и с накрашенными глазами. Через плечо у неё висела маленькая сумочка. Девочка поздоровалась, и Елизавета Тимофеевна пригласила её пройти. Михаил сказал:

- Елизавета Тимофеевна, спасибо вам. Я вечером Лену заберу. Не хочется, чтобы дочка сидела в квартире целый день одна. Всё-таки она в чужом городе. Друзей у неё тут не много. Деньги вам оставлю. Мало ли что купить понадобится.

Елизавета ответила:

- Вы не волнуйтесь. Я весь день дома, а вечером Нина придёт. Завтра только не забудьте меня к Марии отвезти.

Михаил кивнул, попрощался и ушёл.

Елизавета закрыла за ним дверь и прошла в квартиру. Увидела, что Лена сидит на диване в комнате Нины и гладит Мурзика. Она спросила у девочки:

- Лена, ты есть хочешь?

Девочка кивнула:

- Поела бы, а то утром мы с отцом не успели позавтракать.

Елизавета Тимофеевна сказала:

- Тогда пойдём на кухню. Если хочешь, можем что-нибудь приготовить вместе.

Девочка оживилась:

- Давайте обед приготовим, а потом что-нибудь к чаю испечём. Мы с бабушкой Машей всегда готовили, когда я к ней приезжала.

Елизавета Тимофеевна сказала:

- Я помню, как она учила тебя картошку чистить. Тебе лет семь было.

Лена улыбнулась:

- Я тогда много кожуры срезала и картошка получалась очень маленькая. Бабушка сердилась. Теперь-то нормально готовлю, а то дома бабушке Свете некогда, она работает, а мама с нами не живёт.

Елизавета сказала:

- Если хочешь, можем вместе поехать к твоей бабушке в больницу.

Девочка ответила:

- Поедем и что-нибудь ей вкусное отвезём.

Елизавета сказала:

- Тогда пора начинать кулинарить.

Лена согласилась, и они стали доставать продукты из холодильника.

Вечером Нина пришла домой. Позвонила, ей никто не открыл. Тогда она достала свои ключи и сама открыла дверь. Разделась, прошла в свою комнату и увидела, что на её диване спит какая-то девочка, а рядом с ней дремлет кот Мурзик. Она включила свет, и девочка стала потихоньку просыпаться.

Нина подождала, когда девчонка окончательно проснулась и спросила:

- Ты кто?

Девочка ответила:

- Лена.

Тогда Нина строго задала следующий вопрос:

- И что ты, Лена, делаешь в моей комнате на моём диване?

Девочка услышала в вопросе нотки недоброжелательности, и поэтому с усмешкой ответила:

- Сплю, не видите что ли. Мне, между прочим, Елизавета Тимофеевна здесь спать разрешила. Так что могли бы и свет выключить.

От такой наглости Нина растерялась, выключила свет и пошла на кухню ужинать. Через некоторое время туда пришла Лена. Увидела, что Нина уже поужинала и моет тарелки, спросила:

- Понравился вам ужин?

Нина недовольно буркнула:

- Понравился.

Лена радостно улыбнулась:

- Это мы с вашей мамой вместе готовили.

Нина быстро взглянула на незваную гостью и сказала:

- Спасибо.

Подумала и добавила:

- Вкусно вообще-то.

Девочка предложила:

- Мы ещё печенье напекли. Будете пробовать?

Нина ответила:

- Буду. Ты кто и как здесь оказалась?

Лена стала рассказывать:

- Бабушка в больнице, вот мой отец и попросил вашу маму за мной присмотреть. Она в магазин пошла, продукты покупать. Сказала, что я очень худенькая и меня надо кормить.

Нина кивнула:

- Мама может. Меня тоже откормить пыталась.

Лена критически посмотрела на Нину:

- Что-то не очень ей это удалось.

Нина согласилась:

- Не в коня корм.

Девочка удивлённо спросила:

- Это как?

Нина улыбнулась:

- Да вот так: кормят коня кормят, а толку мало — как был худой, так и остался.

Лена рассмеялась, представив очень худого коня, который очень много ест.

В замке зазвенел ключ, дверь открылась, из магазина вернулась Елизавета Тимофеевна. Разделась, прошла на кухню, увидела сидящих там Нину и Лену. Спросила:

- Познакомились уже? Вот и хорошо. Помогите мне продукты в холодильник разложить. Сумки в коридоре стоят.

Нина и Леночка притащили на кухню сумки и стали раскладывать продукты в холодильник. Вскоре приехал Михаил. Он забрал Лену и сказал, что завтра после работы повезёт их в больницу, где они смогут навестить Марию Николаевну.

Вечером после работы Нина вернулась домой. Елизавета Тимофеевна и Лена уехали навещать Марию Николаевну. Дома был только Мурзик. Она прошлась по комнатам, вернулась на кухню. Положила коту корм в миску. Налила воды. Прошла опять в комнату, включила телевизор. Стала смотреть новости, не могла сосредоточиться и неожиданно поймала себя на мысли, что ждёт, когда же приедет её мать и расскажет о том, как себя чувствует Мария и как прошёл её день вместе с Леночкой. Это было странно, потому что раньше она не слишком интересовалась жизнью матери и, тем более, состоянием здоровья её пожилых приятельниц.

Вечером Елизавета приехала и рассказала дочери о том, что Марии стало лучше, а Лена придёт к ним завтра, и они вместе собираются готовить бисквитный торт. Если он получится вкусным, то будут угощать её и Михаила.

Нина посидела немного за компьютером, потом легла спать. Перед тем, как заснуть, ей представился большой торт, который в детстве стоял на столе в её день рождения.

Вечером после работы, когда Нина пришла домой, в холодильнике её ждал торт. Елизавета Тимофеевна и Леночка строго-настрого её предупредили, чтобы она не смела его трогать, так как они ждут Михаила и будут пить чай все вместе. Нина согласилась и пошла в комнату. Вскоре туда пришла Лена. Она забралась с ногами на диван, положила к себе на колени Мурзика, стала чесать ему за ухом.

Кот урчал и довольно жмурился. Неожиданно девочка спросила Нину:

- А вы не замужем?

Нина оторвалась от компьютера, повернулась к Лене:

- Нет.

Девочка сказала:

- Ну и правильно. Мама говорит, что все мужики лохи и годятся только для того, чтобы зарабатывать для нас деньги. Я, наверное, тоже богатого с квартирой искать буду.

Нина молча подошла к шкафу, и достала альбом с фотографиями. Подошла к Лене, села рядом и открыла давно забытый альбом. Нашла фотографию молодого парня, который улыбался и обнимал какую-то смеющуюся счастливую девушку. Молодой человек был светловолосый, юный и симпатичный. Она спросила Леночку:

- Он похож на лоха, из которого надо тянуть деньги?

Девочка посмотрела на фотографию, подумала немного:

- Не очень. С ним, наверно, можно встречаться не только из-за денег.

А рядом кто?

Нина ответила:

- Не узнаёшь?

Леночка внимательно рассмотрела старую фотографию:

- Это вы что ли?

Нина кивнула. Девочка ещё раз посмотрела на снимок, незаметно для себя переходя с Ниной на «ты»:

- Ты здесь другая. Не такая замороженная, как сейчас. А он где?

Нина помолчала немного, потом тяжело уронила:

- Убили. А я одна осталась.

Она закрыла альбом и убрала в шкаф.

Девочка задумалась, потом сказала:

- Знаешь, мой отец тоже не похож на лоха. А деньги он нам с бабушкой и сам всегда переводил.

Раздался звонок, и Лена побежала открывать. Она знала, что отец должен был приехать за ней в это время. Михаил вошёл в коридор. Лена сказала, что они с Елизаветой Тимофеевной испекли торт и ждут только его. А сейчас раз он приехал, они все вместе будут пробовать их кулинарный шедевр. Пришли на кухню. Сидели, пили чай, восхищались вкусным тортом, хвалили Елизавету и Леночку. Те радовались и обещали в следующий раз опять приготовить что-нибудь вкусненькое.

Прошло две недели. За это время Нина и Леночка подружились и теперь вместе сидели и обсуждали, куда бы им сходить на выходные. Лена, которая теперь обращалась к Нине по имени, спросила:

- Нин, пойдём в парк. Ты чего наденешь?

Нина улыбнулась и ответила:

- Надену чего-нибудь. Джинсы, например. Какая разница?

Леночка возмутилась:

- Как какая разница? Мы же женщины, мы должны быть всегда красивыми.

Нина спросила:

- Это тебе мама сказала?

Девочка кивнула:

- Ну да, мама. Она не права?

Нина помедлила с ответом:

- В этом, возможно, и права.

Леночка быстро проговорила:

- Ну тогда давай наденем платья. У меня есть одно такое симпатичное. Давай и твои посмотрим.

Нина сказала:

- У меня тоже есть одно. Сейчас...

Она нашла платье, завешанное повседневной одеждой, быстро переоделась. Вышла на середину комнаты.

Лена некоторое время молча смотрела на молодую женщину. Потом сказала:

- А теперь накрась губы помадой.

Нина улыбнулась, достала розовую помаду и накрасила губы.

Девочка молча смотрела на Лену, потом произнесла:

- Ты красивая. Моя мама тоже красивая. Почему ты не хочешь, чтобы другие это заметили?

Нина спросила:

- Зачем?

Девочка, не задумываясь, ответила:

- Чтобы ты стала такой, как на той фотографии.

Нина грустно произнесла:

- Боюсь, что одного платья будет для этого недостаточно.

Леночка весело сказала:

- Ничего, можно ещё накрасить глаза и губы.

Она достала телефон и сфотографировала Нину.

Через три недели Марию Николаевну, наконец, выписали из больницы. Должны были выписать раньше, но женщина была в возрасте и врачи опасались осложнений.

А ещё через неделю Лене пора было уезжать домой. Перед отъездом она и Михаил заехали попрощаться. Лена прошла к Нине в комнату, как всегда залезла с ногами на диван, притянула к себе Мурзика, стала гладить кота. Нина сказала:

- Лена, хочу сделать тебе подарок. Вот возьми.

И протянула ей небольшую коробочку. Там лежал маленький золотой кулон.

Она сказала:

- Пусть он принесёт тебе счастье.

Лена положила подарок к себе в сумочку. Потом долго в ней рылась и, наконец, достала тюбик розовой губной помады и отдала Нине. Сказала:

- На следующий год приеду, будем вместе ходить в парки и кафешки. Только тебе надо купить новое платье.

Нина сказала:

- Я обещаю, что куплю.

Лена и Михаил попрощались и уехали.

Елизавета грустно сказала дочери:

- Теперь заскучаем мы с тобой. Не с кем будет торты и пирожные готовить. И угощать тоже некого будет.

Она вздохнула, сгорбившись прошла в свою комнату и закрыла дверь.

Через несколько дней к Нине приехал Михаил Ефремович. Она открыла дверь, увидела отца Лены, пригласила войти. Он сказал:

- Я хотел сказать, что Лена доехала, всё нормально, она дома.

Нина ответила:

- Я знаю, она мне написала.

Мужчина замялся, потом сказал:

- Если вы не против, я хотел бы пригласить вас ... куда-нибудь… Вы не подумайте чего-нибудь… такого...

Нина посмотрела на мужчину: было заметно, что он сильно волновался.

Она спокойно ответила:

- Я и не думаю ничего такого. Если пойдём, платье надевать?

Он не понял, переспросил:

- Платье? Какое платье? Сегодня дождь, вроде, обещали.

Потом спохватился, быстро проговорил:

- Можно и платье, конечно, если хотите…

Она ответила:

- Ну тогда я просто джинсы с кроссовками надену.

Он, волнуясь, произнёс:

- Значит пойдёте?

Нина улыбнулась:

- Пойду, тем более, раз в этом нет ничего… такого…

Мужчина кивнул. Он уже и сам не понимал, пригласил он на свидание или нет эту не очень приветливую женщину, о которой ему так много рассказывала его дочь.

Через четыре года Михаил и Нина собирались с сыном на прогулку. Трёхлетний Костик торопил их: тянул изо всех сил мать за руку к выходу и быстро повторял: «Идём, идём, идём». Михаил сказал:

- Слышишь, Нин, наша Ленка замуж после школы собралась… Ни образования, ничего — сразу замуж… Уж замуж невтерпеж…

Нина ответила:

- Я знаю. Она мне фотографию со своим парнем прислала. Пишет — в одной школе учились. Он её года на два старше. Учится сейчас в колледже. Рановато, конечно.

Михаил удивился:

- А мне фотку не скинула… Покажи.

Нина достала телефон, нашла фотографию. Михаил увидел улыбающуюся, счастливую дочь, а рядом с ней стоял молодой, светловолосый парень и обнимал Ленку за плечи.

Он сказал:

- Я ей говорил, что хорошо бы образование сначала получить, но она упёрлась — с места не сдвинешь. Говорит — выйду замуж, а то потом ещё неизвестно что будет.

Нина ответила:

- Парень молодой совсем, тяжело им, конечно, придётся.

Михаил с досадой произнёс:

- Убеждал, говорил. Да и парня я этого знаю, он из простой семьи, как наша. Денег там немного. Зарабатывать надо. Работа, учёба… Если до учёбы дойдёт, конечно… Упёрлась — любовь у неё…

Нина посмотрела на сына, который стоял около двери и от нетерпения колотил в неё ногой, сказала:

- Без любви тоже плохо, Миш.

Михаил Ефремович перевёл взгляд на сына, увидел - Костику надоело ждать, когда они пойдут на прогулку, и он стал приставать к Мурзику — пытался схватить кота за хвост. Михаил поторопил Нину:

- Ладно, пойдёмте уже, а то сейчас Мурзик ему такую любовь покажет — всего исцарапает.

Он открыл дверь и они, наконец-то, вышли на лестничную клетку.