Хотелось бы вам рассказать про одно явление, с которым вы наверняка сталкивались, если работаете в образовательном учреждении.
Летом уже стало традицией, что воспитатели (и классные руководители) рассылают (или разносят) родителям детей памятки, в частности, по правилам поведения на водных объектах и по пожарной безопасности.
Цель - предотвратить трагедию. Обычно такие напоминания требуют довести до родителей после того, как что-то уже случилось в районе или области.
Где берут памятки? Тут же в Интернете.
Выслать их несложно. Даже если вдруг находишься на Таити.
И такой вопрос у меня уже много лет:
Какова эффективность этого действия?
И тут же второй вопрос:
Почему этим должны заниматься педагоги, а не те, кто реально разбирается в чрезвычайных ситуациях?
Эффективность, как мне кажется, нулевая. Родители детей воспринимают эти все памятки от педагогов как "очередное поздравление", которое можно даже не читать.
Да и откуда педагогу, не связанному с этой сферой, вообще знать - "как правильно?". Что следует донести родителям?
Естественно, что педагоги, как самые обычные люди, владеют определенной "житейской" информацией. Но точно такой же информацией владеют и те, кому предназначена эта потенциальная информация. И может быть они даже знают больше. К примеру, семье, где отец работает пожарным или в МЧС, от педагога приходит памятка - как правильно вести себя на водных объектах или пользоваться электроприборами.
Но есть такая фраза - "снять ответственность". Если что-то случится - мы тут не причем, мы памятки раздали.
И правильно. На один клин нужен другой клин. У кого нет этого клина, на того покажут пальцем.
Но ведь получается, что в итоге эффективности нет.
Но может быть эта эффективность и не нужна?
Короче, ничего я в этом не понимал и не понимаю. Для кого, для чего и зачем.
Если забота о детях, то она должна осуществляться точно не с помощью памяток.
К примеру, однократное занятие с родителями детей - "Как помочь захлебнувшемуся в воде" в тысячу раз полезнее всех памяток вместе взятых. Но только, если это занятие проводит не педагог, скачавший инструкцию из Интернета, а тот, кто реально с этим сталкивался.
А еще, к примеру, работа с теми семьями, в которых не приглядывают за детьми. Но только работать должны не педагоги (их никто не боится), а соответствующие службы. Про "семьи из группы риска" легко можно узнать в школе, а в деревне и в сельсовете.