Автозавод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) был первым в СССР предприятием, включившим милицейскую модификацию в свою производственную программу и номенклатуру изделий Министерства автомобильной промышленности СССР.
В 1980-х годах сложилась парадоксальная ситуация. О милицейских модификациях «Москвичей», «Жигулей», «Волг» и УАЗов знали все.
В транспортном потоке эти машины выделялись яркой специальной окраской. А вот данные о том, что автомобильные заводы выпускают какие-то специальные машины для патрульно-постовой службы милиции и дорожно-патрульной службы ГАИ, в документах Минавтопрома почему-то отсутствовали. При этом автомобили другого назначения - медицинские, такси, тоже имевшие заметные отличия от базовой модели, стояли отдельной строкой. Они считались официально признанными модификациями и имели собственные отраслевые индексы. Все дело в том, что предприятия, подчиненные Минавтопрому, действительно не выпускали полностью укомплектованные милицейские патрульные машины.
Стандартные автомобили через отдел сбыта завода передавались службе материально-технического снабжения Министерства внутренних дел (МВД) СССР. А дальше машина, точнее партия машин, поступала на предприятия системы МВД, где проводилось переоборудование, включавшее установку сигнальной и радиоаппаратуры, дополнительных световых приборов, нанесение специальной окраски. Информации о том, какие предприятия, когда и в каком количестве строили патрульный транспорт, очень мало. Известно, что Производственное объединение «Москвич» в начале 1988 года освоило выпуск специальной модификации с индексом АЗЛК-21418 согласно отраслевой нормали, предназначенной для работы в составе системы «Патруль».
Появление на конвейере АЗЛК-2141 само по себе стало событием в масштабах отрасли: это был первый в Советском Союзе автомобиль третьей группы малого класса. По размерам салона он превосходил все прежние модели «Москвичей» и «Жигулей», а по ряду параметров его можно было сравнить с «Волгой». При этом снаряженная и полная масса АЗЛК-2141, размеры узлов и агрегатов оставались такими же, как у малолитражки.
Получился экономичный в производстве и эксплуатации, несложный в ремонте и обслуживании автомобиль с вместительным комфортабельным салоном. Напрашивалась идея выполнить на базе такой машины ряд специальных модификаций для различных служб. Автомобили АЗЛК-21418 строили по заказу МВД. В отличие от патрульных машин других производителей, размещение дополнительного оснащения и соответствующие изменения в схеме электрооборудования были выполнены конструкторами УКЭР АЗЛК на высоком профессиональном уровне.
Одновременно разрабатывались и другие модификации АЗЛК-2141 для силовых структур. Например, существовал специальный служебный автомобиль АЗЛК-21417 с внешностью обычного серийного «Москвича», но с роторно-поршневым двигателем. Следующей после АЗЛК-2141 моделью завода должен был стать седан АЗЛК-2142. Судьба этого автомобиля оказалась драматичной. Сначала освоение выпуска задержалось из-за неоправданной попытки поставить машину на конвейер одновременно с новым двигателем АЗЛК-21414 и новой задней подвеской. В результате было потеряно несколько лет.
Решение выпускать АЗЛК-2142 в варианте с обычной, «сорок первой» подвеской, двигателями ВАЗ и УЗАМ руководство завода приняло в 1995 году, когда предприятие, преобразованное к тому времени в ОАО «Москвич», столкнулось с серьезными экономическими проблемами, характерными для всей отечественной автомобильной промышленности девяностых годов. В 1996-1997 годах АЗЛК-2335 и удлиненному хэтчбеку «Юрий Долгорукий» с увеличенной на 200 мм колесной базой.
Вместо седана АЗЛК-2142 с колесной базой 2580 мм было принято решение освоить выпуск удлиненного седана АЗЛК-214241 с колесной базой 2780 мм под маркой вый ВАЗ-2130 от «Нивы», но с картером от ВАЗ-2101.
Из списка продукции Уфимского моторного завода выбрали 1,7-литровый УЗАМ-3317 и 1,8-литровый дефорсированный УЗАМ-3313.
Третьим производителем стал Renault, поставлявший двухлитровые двигатели. Основной моделью был восьмиклапанный FЗR272, модификация двигателя для установки на автомобиль с продольным расположением силового агрегата, также предусматривались 16-клапанные F4R и F7R. Четвертым поставщиком моторов был заявлен Ford. В начале 1990-х годов он небольшими партиями поставлял на АЗЛК дизельные двигатели своего партнера - немецкой компании Кlockner Humboldt Deutz. Но приобретать двигатели у Ford предполагалось только для короткобазных хэтчбеков. В качестве топовой версии был заявлен «Калита» мод. 214242-165 с шестицилиндровым V-образным мотором (производитель не оговаривался). На «Князе Владимире» допускалось применение дефорсированного двигателя УЗАМ-3318 (мод. 214221-710). Выпуск седана с мотором ВАЗ-2106-70 не планировался, хотя такая модификация получила обозначение 214201-166.
Всем длиннобазным хэтчбекам «Юрий Долгорукий» и седанам «Князь Владимир» присвоили по два обозначения. Первый индекс соответствовал отраслевой нормали ОН-025270-66. Он состоял из шести цифр: для «Князя Владимира» - 214221 или 214241, для «Калиты» - 214242. Вторым обозначением стал индекс, с которого начинался VIN-кoд каждой конкретной машины. После индекса 2141 у «Долгорукого» или 2142 у «Князя Владимира» следовала буква, указывающая на марку двигателя:
V - ВАЗ, У - УЗАМ, R - Renault, а за ней еще цифра, соответствующая модели мотора. Например, R5 - это FЗR, Rl - 16-клапанный, У2 - УЗАМ-3317, УЗ - УЗАМ-3318. После индекса через тире добавлялся код комплектации автомобиля. Иногда он указывал на модификацию специального назначения. И та, и другая система обозначения моделей действовала параллельно, поэтому разобраться в дублирующих индексах было нелегко.
ЛАЙК + ПОДПИСКА, ВПЕРЕДИ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!
Читайте также: Старый, но надёжный Mitsubishi Outlander 2006 года выпуска. Краткий отзыв со слов друга-владельца
Э"