Эта история началась задолго до того, как родились главные ее герои, и почти за столетие до описываемых событий. В IV, V и VI вв. шла миграция, ставшая наиболее активной в V в. и названная великим переселением народов.
Великое переселение народов изменило карту мира. Не только геополитическое положение – речь шла о физическом существовании народов. Беспрестанно шли войны и заключались союзы, и с каждым поколением все повторялось. Люди стремились овладеть лучшими землями, а для того чтобы закрепиться на земле, нужно было отстоять свое право на нее. Оружием, естественно. Многие народы приходили на берега Дуная, на земли с благодатной плодородной почвой, в регион с мягким климатом. Конфликта интересов не представлялось возможным избежать, и племена, получившие и не получившие протекторат Римской империи, совершали набеги друг на друга, которые порой длились несколько лет и заканчивались разорением соседей. О жалости не могло быть и речи – она воспринималась как слабость, а в качестве силы нужно было показать воинственность и беспощадность.
В 488 в Паннонию с севера прибыло племя лангобардов. Когда-то они были оседлыми, у них была своя родина, но в Скандинавии мало пригодных для пахоты земель, климат был суровый, а перенаселенность в таких условиях приводила к войнам или заставляла искать новые земли, пригодные для проживания. И после десятков лет кочевания скандинавы решили остаться в Паннонии. Но у земель уже были владетели, и без их разрешения поселение было невозможным. К тому времени Западная Римская империя распалась, а император Восточной Римской империи, как было заведено, нанял лангобардов для усмирения других беспокойных варваров и разрешил поселиться на правах федератов.
Лангобардам поручено было держать в узде гепидов – северных соседей Восточной Римской империи и восточных соседей лангобардов. Те периодически нарушали договор и разоряли приграничные земли империи. В 552 г. Аудоин, царь лангобардов, разбил гепидов под предводительством Турисинда. В этом сражении от рук сына Аудоина Альбоина пал сын Турисинда Турисмод. Юстиниан I остановил дальнейшее развитие конфликта и потребовал заключения мира – ведь перевес одной силы мог нарушить порядок в регионе. Мир был заключен. Но в 565 г. в Паннонию прибыли авары – воинственное и жестокое племя из среднеазиатских степей. Кочевники, не имевшие ни домов, ни сел, потребовали от Юстиниана платы за мир – фактически дани – и земель, в чем им было отказано. Тогда авары подчиняют себе ряд приграничных племен, а 565-566 гг. разграбили Тюрингию и Галлию и даже пленили франкского короля Сигиберта I. Империя не смогла защитить свои владения.
С могучим соседом поспешил заключить союз Альбоин, новый лангобардский правитель. Объединившись, силы лангобардов и аваров в 567 г. обрушились на гепидов и практически уничтожили последних, превратив немногих выживших в рабов. Альбоин собственноручно убил Кунимунда, оставшегося в живых и унаследовавшего трон сына Турисинда. Силу не только нужно было проявить, ее нужно было продемонстрировать. Из черепа убитого врага Альбоин велел сделать себе чашу для вина. Такая демонстрация победы была распространена во времена античности и раннего средневековья. Альбоин заявил права на добычу и на дочь Кунимунда – Розамунду. Брак с ней легитимизировал его власть над землями и над остатком ее народа, а мнения девушки никто в таких случаях не спрашивал. Но Баян, правитель аваров, потребовал все земли гепидов и половину золота и серебра, что они захватили. Лангобардский вождь опасался союзника и согласился на его условия. Когда авары заполучили земли гепидов, военные действия в отношении соседних племен не прекратились. Альбоин, поняв, какого грозного соперника он сделал своим соседом, очередной добычей которого мог стать его народ, решил оставить все земли и со своим народом двинуться на запад. Новым местом проживания были выбраны италийские земли. Ввиду малочисленности лангобардов Альбоин пригласил свевов, аланов, саксов, а также прихватил немногочисленных гепидов и герулов, чьи земли лангобарды захватили в начале VI века.
Италия, разрозненная, опустошенная войной с остготами, не смогла оказать сопротивление. Не было даже централизованной власти, а все административные дела взяла на себя католическая церковь. Папа римский Иоанн III в послании к Юстину II, восточному императору, молил о военной помощи, извещая о скорой беде. Но Юстин II армию поберег, и вскоре в Италии установилась власть лангобардов: города пали один за другим, их участь была незавидна; лишь Павия продержалась три года, и после взятия город не опустошили по примеру других – его сделали столицей нового государства. Лангобарды от италийцев переняли титулы герцогов и стали править городами. Юстин II предложил мирный договор: невмешательство в дела соседей и возможность править своими герцогствами в обмен на покой и безопасность Равенны – города, бывшего некогда столицей Западной Римской империи, а ныне – лишь последним оплотом Византии на западе.
Но это был гамбит. Альбоин был честолюбив. И жесток. Его жестокость по отношению к собственной жене и сгубила его. По преданию, в 572 г. во время пира в Вероне Альбоин велел наполнить чашу, сделанную из черепа царя Кунимунда, и поднести его Розамунде. Он приказал униженной жене осушить чашу с улыбкой на лице, и та не смела воспротивиться. Но это было последней каплей, переполнившей чашу терпения. Ярость охватила Розамунду, и она решила мстить. Мстить за смерть отца, за все годы унижения, за отнятое королевство. Вынашивая план мести, Розамунда привлекла к ней Гельмигиса, полководца и приближенного Альбоина. Ночью женщина привязала меч мужа к ножнам, и когда убийца вошел в спальню, Альбоину нечем было защищаться, кроме скамьи для ног. Он был убит.
После убийства Альбоина Гельмигис решил править и даже женился на Розамунде, но лангобардская аристократия его не поддержала. Собрав богатство из дворца убитого короля и захватив его малолетнюю дочь от первого брака Альбсвинду, Гельмигис и Розамунда отправились в Равенну, фактически бежали.
Протекция со стороны Восточной Римской империи не оставляла сомнений в том, что ее правители причастны к убийству. Экзарх Равенны Лонгин хотел не только сломить врага, он хотел объединить земли бывшей Западной империи под своей властью. Кто подходит для этого, как не королева гепидов и лангобардов? Заключение брака с ней могло дать власть над лангобардами, а значит, над захваченными ими землями. Но была помеха: Гельмигис. Розамунда, ставшая властолюбивой и коварной, решилась еще на одно убийство. Она устроила прекрасный ужин, налила вино и подала кубок. Гельмигис, отпивший вина и почувствовавший недомогание, понял ее замысел. Собрав последние силы, он схватил Розамунду и насильно влил ей в уста остатки отравленного вина.
Так закончилась история мести и коварства. Владычество лангобардов на этом не закончилось, они долго еще властвовали на Апеннинском полуострове, стали частью итальянской нации. Но это уже другая история.
Кстати, хотим поделиться ссылкой на наш сайт, где вы можете найти огромное множество интересных статей об образовании, педагогике, родительстве, также мы там делимся полезными советами и рекомендациями!