Так уж вышло что в жанрах, которые мне больше всего нравятся с детства превалируют персонажи типа "Мэри Сью", и это многим не нравится, при том, что мне никаких проблем это не доставляло.
Напротив, я всегда считал, что хорошей сказке, как и легенде, важны такие допущения, поскольку впереди истории всегда идёт какой-то моральный или смысловой посыл, который в хорошей истории всегда важнее реалистичности. По меньшей мере для меня.
Но вот столкнувшись не с фантастикой, а все чаще с реалистичными, например историческими произведениями, вроде как сериал, что уговорила меня посмотреть жена - острые козырьки, я ощутил проблему "Мэри Сью" по полной и решил проанализировать ее для себя, почему же мне так не нравится когда герой делает минимум ошибок (и далее ошибки такие что идут на пользу всем), а все остальные не помощники, а дураки и обуза, чтобы ещё ярче выставлять главного героя красавчиком.
Для начала давайте разберемся кого же называют "Мэри Сью". Это самый распространенный архетип персонажа, наделённый автором гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями, внешностью и везением. Даже его ошибки в глазах других людей это пример самых лучших ошибок из самых чистых побуждений, да ещё и по ходу сюжета они превращаются в полноценные достижения. У такого персонажа всегда все получается, план заготовлен заранее так, будто сам герой пишет сюжет произведения и знает точно кто что скажет и что будет делать.
Чаще всего такой персонаж появляется от того, что начинающий автор хочет быть сам главным героем своего произведения, способным изнутри влиять на вымышленный мир, но иногда это делается ради того, чтобы маленький ребенок, читая мог ассоциировать себя с героем и втягиваться в приключения. Поскольку малыши и так всегда подходят период главного героя жизни, а значит втянуться в фантазию с лёгкостью. Их мир и без того такой, но в случае с произведениями, адаптированными для взрослой аудитории, для прямо, так сказать эдалтов, это смотрится излишне вычурно.
Происходит от имени лейтенанта Мэри Сью, персонажа «Повести Трекки» — фанфика, написанного Паулой Смит по вселенной Звёздного пути в 1972 году. В мире сериала, где и без того каждый второй персонаж развивается за счёт сценарных подарков, а не логическим образом такая все умеющая красотка, девочка-курсант, смотрится предельно неуместно. И это при том, что звездный путь всегда был сериалом про невероятные способности, интеллект и идеальные качества тех или иных персонажей.
Ещё раз отмечу что в произведении для детей, где героецентричность необходима как основная концепция восприятия ребенком сюжета, без раздвижения внимания, то во "взрослых" сюжетах она может влиять крайне негативно, поскольку все что отделяет героя от окружения делает бедным окружение, а оно само по себе влияет на полноту личности героя.
Миры со сверхлюдьми хорошими во всем и вопреки всему превосходящими остальных, конечно, востребованы не меньше, чем печальные и пост-травматичные и куда больше, чем проработанные и бесконечно огромные, требующие пол жизни на изучение, вроде властелина колец или вархаммера. Кроме того, большой и проработанный мир не означает хороших сюжетов внутри себя.
Но хороший сюжет требует риска для героя иначе он слишком сильно отрывается от обычного человека, читателя. Если герою не угрожают пули, то бессмысленно угрожать ему стрелковым оружием. Если у него в друзьях весь город и на помощь может прийти кто угодно, то загонять его в ловушку равноценно что загонять себя.
Таким образом чем больше такой персонаж справляется с проблемами, тем менее интересным становится наблюдение за ним. Яркий пример персонажи по типу супермена, когда сюжет приходится строить не вокруг их превозмогания проблем, а придумывать что же могло бы нанести урон практически не убиваемому существу.
Принцип принцессы в беде в таком случае переносится на всех окружающих. Все вокруг нее могут справиться с проблемами, а только их создают и это полностью разрушает самую главную идею "взрослых" произведений - живой и логичный мир. Нельзя сказать, что в реальной жизни бывают ситуации, когда один человек действительно сильно превосходит остальных в коллективе во всех направлениях, но тем не менее каждый может быть интересным в отрыве от личности главного героя.
В большинстве современных сериалов, не приключенческих, я замечу, к какому-нибудь Гераклу или Зене или Квантовому скачку, рыцарю дорог и похожих вопросов бы не было, там главное ситуации а не персонажи, а в реалистических и драматических, большинство регулярных персонажей существуют только для атмосферности и создания проблем главному герою, а не для помощи и раскрытия его личности.
Большинство их поступков и выборов в поведении создают больше вопросов, чем глубины, хоть при этом авторы и закладывают это. Но создаваемые ситуации, с которыми при этом может разобраться только главный герой, да ещё и приниженный чем-то во славу драмы, как правило приводят к слишком сложным и нелогичным развязкам, наполненным слишком последовательным и нереалистичным проявлением случайностей. А именно такие события и портят впечатление.
Таким образом Мэрисьюшность не плоха сама по себе, но только в том случае если она не влияет на появление сцен развязки, где все идет как по маслу, без подготовки, где все остальные герои бесполезны и немотивированны.
Дикси