Всем известно крылатое выражение:
У пессимиста стакан наполовину пустой, у оптимиста стакан наполовину полный.
Мне с детства казалась странной классификация наполненности стаканов с точки зрения оптимизма или пессимизма. Ведь очевидно же, что, если стакан наполняли, то он наполовину полон, а если его опустошали, то наполовину пуст.
Для родителей недопитый ребёнком стакан молока наполовину пуст, а для того же ребёнка неполный стакан вкусного компота наполовину полон.
И тут, конечно, не определить, кто склонен к пессимизму, кто к оптимизму. В обоих случаях мы знаем, какое действие производилось с жидкостью, наполняющей стакан, и в обоих случаях подходит нейтральное определение «полстакана».
Но вот возьмём для чистоты эксперимента стакан, наполовину наполненный какой-то жидкостью. Мы не знаем, наливали её или отпивали. Вот тут, наверное, кто-то проявляет свой пессимистичный или оптимистичный склад характера, определяя стакан как наполовину пустой или наполовину полный. Я, например, говорю просто: полстакана. А уж наполняли его или, наоборот, опустошали - это второй вопрос.
Хотя я знала взрослого человека, мужчину, который никогда не наливал себе неполный стакан и требовал того же от домочадцев, людей, к которым приходил в гости, сотрудников общественного питания.
- Как я иначе могу быть уверен, что из него до меня никто не пил?
Даже если ему нужно было всего лишь запить таблетку, он наливал себе полный стакан воды. Всех, а особенно его жену, раздражали недопитые им стаканы и чашки с чаем, компотом, соками, водой и прочим.
Он намекал, что у него есть на то причина, какой-то неприятный случай в далёком прошлом, после которого он органически не мог заставить себя отпить из неполного сосуда, но что это было, не говорил. По-видимому, не открылся он и жене, иначе бы она наверняка отнеслась к этому с пониманием. А так злилась на вечно недопитые чашки и на то, что за отцом повторяют дети. Для него не существовало ни наполовину полного, ни на половину пустого стакана. Только полный. До краёв.
И знаю женщину, уже бабушку, наливающую всем своим детям, внукам, гостям и родственникам всего до самого верха. Бесполезно просить:
- Мне, пожалуйста, полстаканчика!
- Мне неполную чашечку!
Всё равно нальёт доверху. Единственное, что может сделать – взять чашку или стакан поменьше. Но они будут полными. Когда ей говорят:
- Ну, куда маленькому ребёнку полную чашку, он и половины-то не выпьет! – она отвечает:
- Ничего, пусть пьёт, сколько выпьет!
Остальное либо допивается ею или кем-то из взрослых, либо выливается. Это что касается детей.
А взрослым часто бывает неудобно, когда они получают полную чашку/стакан и не могут или не хотят допить. Ведь хозяйка может подумать, что им не понравилось, а они просто не хотели так много.
Один раз я наблюдала реакцию на половину стакана двух детей, мальчика и девочки, примерно одного возраста. Дело было на детском празднике. Дети усаживались за празднично накрытый стол, и у каждой тарелки стоял большой высокий стакан, до половины наполненный сладкой газировкой. Девочка с восторгом сказала:
- Ух ты!.. Полстакана!
А сидящий рядом мальчик скривился:
- А чего только полстакана? Я хочу целый!
Но и тут причина была не оптимизме-пессимизме. Я знала этих детей. Оба они были единственными, залюбленными, капризными, избалованными.
Просто девочке не давали сладких газированных напитков, объясняли, что они вредны для здоровья, а девочке очень хотелось. Один раз ей дали попробовать тоже на каком-то празднике буквально два глоточка, и ей очень понравилось. Поэтому бесконтрольные полстакана (и стакан большой!) привели её в такой восторг.
А мальчик пил разную газировку бутылками и банками, и его возмутила предложенная порция в полстакана.
А как вы считаете, можно ли определить оптимиста или пессимиста по тому, как человек определяет неполный стакан?
И какое лично у вас отношение к наполовину пустому/полному и целому стакану?
Давайте пофилософствуем на эту тему!