Прекрасным летним вечером я отправился, чтобы осмотреть римский акведук , протянувшийся от Оймапинарской плотины к источнику Думанлы, который является техническим шедевром древности и снабжал водой общественные и частные водоемы, бассейны-нимфы, фонтаны, курорты и дома, к стенам Сиде.
Лишь некоторые из тех, что снабжают город водой, были законсервированы и остались нетронутыми.
Шедевр римского инженерного искусства
Что делает этот акведук длиной около 30 км, который проходит через 13-километровые туннели, особенным, так это тот факт, что расстояние, которое имеет воздушная линия общей протяженностью 25 км, которая простирается до города, имеет минимальный наклон - минимально возможный наклон технически. Данные очень четкие: самый большой в мире карстовый источник находится всего на высоте 42 метра. Его больше нельзя увидеть, так как сегодня он питает реку Манавгат и впадает в водохранилище. Специалисты по строительству должны были выполнить строительство, проложив туннели и акведуки и найдя кратчайшее возможное расстояние. Специалисты по строительству мало что могли сказать о пригодности земли из-за примерно 30-километровой длины акведука и перепада уровней между входами в водопроводные сооружения внутри городской стены, высота которой колеблется от 35 до 7 метров. Вода может течь только с уклоном в 2 процента. К этому добавляется давление воды родника, но это давление естественно уменьшается по мере удаления. В заключение, расстояние должно было быть коротким, и для этого нужно было использовать все возможные возможности, чтобы сохранить напор воды. Боковые водные объекты были бесплатными водными объектами. Другими словами, для транспортировки воды использовался только естественный уклон. В этом процессе транспортировки воды в Сиде потребовалось всего 22 акведука. Некоторые из этих акведуков сохранились до наших дней, в то время как другие известны только с точки зрения их местоположения. расстояние должно было быть коротким, и для этого нужно было использовать все возможные возможности, чтобы сохранить напор воды. Боковые водные объекты были бесплатными водными объектами. Другими словами, для транспортировки воды использовался только естественный уклон. В этом процессе транспортировки воды в Сиде потребовалось всего 22 акведука. Некоторые из этих акведуков сохранились до наших дней, в то время как другие известны только с точки зрения их местоположения. расстояние должно было быть коротким, и для этого нужно было использовать все возможные возможности, чтобы сохранить напор воды. Боковые водные объекты были бесплатными водными объектами. Другими словами, для транспортировки воды использовался только естественный уклон. В этом процессе транспортировки воды в Сиде потребовалось всего 22 акведука. Некоторые из этих акведуков сохранились до наших дней, в то время как другие известны только с точки зрения их местоположения.
В заключение скажу, что это увлекательное сооружение, по следам которого я собираюсь проследить.
Начну с луж с нимфами, расположенных в районе, где сегодня находится парковая зона перед Городскими воротами. Это был конечный пункт древней линии водного транспорта. Часть воды транспортировалась в красильную мастерскую, а основная часть направлялась для снабжения и распределения воды внутри города, проходя через большое отверстие для воды, просверленное в стене. Эта дыра существует и сегодня (на второй и третьей колонне стены с левой стороны на выезде из города).
Наше путешествие мы начинаем с того, что направляемся сначала в Манавгат и на 1,8, 2,2 и 2,6 километрах пути встречаемся с первым акведуком, оставшимся с правой стороны дороги. Выезжаем на шоссе Анталия-Алания и следуем по маршруту в сторону Манавгата. Поворачиваем налево, чтобы на 8,7-м километре добраться до Водопадов. Я собираюсь закончить свою экспедицию, устроив перерыв на горячий чай с купанием воды на берегу водопада Манавгат, увидев все здесь.
Однако сначала мы идем вверх по реке. Я иду по дороге до ее конца и до конца плотины. Мы встречаем остатки римского акведука, который проходит через реку Нарас на 10,4-м километре с левой стороны. В эпоху сельджуков фундамент и строительные остатки были использованы для строительства пятиарочного автомобильного моста.
От римских времен сохранились только колонны 7-метровой высоты и фундаменты двух колонн в русле реки. Живописное место и небольшая чайхана приглашают многих коренных жителей и особенно молодежь устроить пикник на берегу реки. Это популярный туристический сайт.
Добираемся до остатков двухэтажного акведука на 12-м километре реки Акчай. Стоит выйти на полевую дорогу и подняться ко входу в туннель, который заканчивается за акведуком. По этой части туннеля можно пройти всего 300 метров (с факелом, даже в каске) и можно наблюдать особое качество камнерезного мастерства. Мы натыкаемся на дымоход примерно в 30 метрах над входом в туннель. Этот дымоход вырублен в массивной скале и ведет в туннельный коридор.
Боковые туннели построены в стиле Канат, который чаще всего использовался в древние времена и который до сих пор доступен и используется в Иране и странах Персидского залива. Слово «Канат» означает водопроводную галерею. Общая длина туннеля разделена на небольшие части, а дымоходы вырезаны сверху, чтобы с помощью эхолотов и уровней воды сохранить низкий уклон и продолжить строительство русла туннеля без отклонения направления, насколько это возможно. Для этого были необходимы точные измерения. Чтобы дымоходы были максимально короткими по вертикали, необходимо было адаптироваться к профилю земли и найти самый низкий участок земли на горе. Это объясняет, почему русло туннеля проходит через гору не прямо, а зигзагами. Лучше всего это можно наблюдать в туннельных частях Акчайского акведука.
Следующий участок туннеля – мост Юксеккемер в деревне Буджакшейхлер на 13-м километре. Обойдя предгорье, мы видим лесную дорогу с левой стороны. Мы проходим примерно 800 метров по этой лесной дороге, чтобы добраться до подножия акведука, который все еще сохраняет свою впечатляющую форму и проходит вдоль долины. К настоящему времени сохранились 4 двухэтажных акведука, которые несли воду примерно на 140 метров по склону долины.
Отсюда можно подняться в долину и от перекрестка повернуть налево в сторону Селевкии, которая представляет собой живописное место древних руин, или повернуть направо, чтобы снова выйти на главную дорогу, преодолев несколько километров. С левой стороны на 20,3 и 20,6 километрах есть еще один акведук. Лучше всего оставить машину на обочине поля и пройти около 300 метров вглубь леса. На стороне безлесной местности в интересном месте находятся руины акведуков Алчаккемер и Мезарёню.
Акведук Кыркгёз производит великолепное впечатление своими 44 арками и длиной 335 метров с точки зрения своей архитектуры и расположения. Мост, который является одним из великих произведений античной эпохи, достигает высоты 12,5 метров в середине. Эти акведуки, построенные из песчаника, предлагают великолепное буйство красок, особенно днем.
Последний акведук, который следует увидеть, находится после контрольно-пропускного пункта, построенного для обеспечения безопасности плотины озера Оймапынар. (Идентичность!) С правой стороны по пути к древнему акведуку, на стоянке находится мост Гёзяни, который в прошлом имел высоту 88 метров, над которым и сегодня проходит современный водопровод.
Вы можете полюбоваться прекрасным видом на озеро Оймапынар и долину, где река Манавгат находится над стеной плотины, до которой можно добраться, следуя по дороге, отмеченной знаками. Юпу также можно увидеть два других моста, утонувших в плотине озера, и источник источника Думанлы. Немного терпения позволит вам реализовать галерею акведука на крутых скалах, что является техническим мастерством.
Вы можете посетить галерею акведука прямо у стены плотины, получив разрешение от контрольного пункта. Помимо других галерей, оставшихся в озере плотины, эта галерея является достижением, присущим римским архитекторам, и была реализована в очень немногих местах. Это нечто среднее между туннелем и открытым трубопроводом. Эта форма создавалась только тогда, когда нужно было пройти сквозь массивные скалы. Резная линия дороги предлагает очень практичное решение. Водоводы были вырублены в почти вертикальной скале, а на берегу реки была оставлена высокая баррикада, поддерживаемая арками естественного армирования.
Сам водовод имеет ширину 1,8 метра и с двух сторон окружен отвесными скалами. Со стороны горы этот водовод вырублен на 10 метров в скале и поддержан арматурой высотой 3 метра со стороны долины.
Весь объект был построен во 2-м и 3-м веках нашей эры, в золотой век Сиде во времена Римской империи.
Если бы существовал список, названный 7 чудесами античной эпохи, Боковая водная линия без сомнения была бы в нем.
Я рад сделать перерыв, несмотря на толпу туристов на стороне водопада Манавгат после стольких методов строительства водных сооружений. Я был почти один в этом впечатляющем сегодняшнем путешествии и смог мирно принять природу и технику. К сожалению, два года назад катастрофический лесной пожар нанес значительный ущерб природной красоте. Я надеюсь, что лес поскорее поправится и зацветет.