Если каждое воскресенье испорчено тягостным ожиданием предстоящей трудовой недели, а в разгар рабочего дня хочется встать и выйти из офиса куда глаза глядят, это может говорить о том, что у вас апатия. О том, как ее распознать и не довести себя до полного выгорания, рассказывает профессор психологии Сьюзан Деггес-Уайт.
У меня для вас хорошие новости: сокрушительное чувство ужаса перед еще одним мучительно долгим днем на работе, которое мы привычно называем «выгоранием», наконец-то вошло в список международной классификации болезней Всемирной организации здравоохранения. Этот синдром официально признан, и ему присвоен код ICD-11. А значит, признан и тот факт, что человек мог работать настолько тяжело: физически, эмоционально, интеллектуально или даже духовно, — что из-за перегрузки больше не способен продолжать в том же духе.
Боремся ли мы «на линии фронта» за благо нации или в глубоком тылу отвечаем на жалобы клиентов, вбиваем ли данные в базу или собираем информацию о пользователях по заданию босса — мы можем пережить нечто похожее на выгорание.
Симптомы выгорания
Исследования показывают, что вопрос выгорания стал предметом для беспокойства примерно с середины 1970-х, однако до недавних пор попытки маркировать это состояние как заболевание терпели фиаско.
Теперь ситуация изменилась, и врач может определить выгорание по трем симптомам:
- чувство опустошенности и нехватки энергии,
- возрастающее ментальное дистанцирование от работы либо негатив и даже цинизм по отношению к ней,
- снижение профессиональной эффективности — говоря юридическим языком, «недобросовестное выполнение обязанностей».
Все это похоже на проявления других поведенческих расстройств, например, депрессии или тревожности. Поэтому ключ к диагностике выгорания — взаимосвязь между симптомами и работой. Однако отношения с работой зачастую сильно влияют и на общее состояние, так что на первый взгляд граница может быть стерта.
Если вы работаете с понедельника по пятницу, то, возможно, испытываете беспокойство, когда выходные подходят к концу и впереди маячит новая трудовая неделя.
Здравствуй, «воскресный синдром»
В старших классах мои дети придумали название «болезни», которая охватывает некоторых школьников и взрослых по воскресеньям к середине дня. Чувство страха, уныние и тревогу, связанные с концом выходных и предстоящим началом очередной учебной недели, они назвали воскресным синдромом.
Пока одни наслаждаются отдыхом в последние свободные часы и даже с радостью ждут наступления будней, чтобы вернуться к любимой работе, другие не способны получить удовольствие от воскресного вечера из-за плохого настроения, связанного с надвигающимся понедельником. Хотя воскресному синдрому пока не планируют придать официальный статус, он может быть признаком надвигающегося или уже случившегося выгорания.
Выгорание или апатия?
Много веков назад к списку семи смертных грехов или «дурных мыслей» был добавлен восьмой — апатия. Иногда монахи доходили до состояния, в котором не могли больше исполнять свои ежедневные обязанности. Для описания этого явления и был впервые использован этот термин. Слова «леность» и «медлительность» описывают поведение при апатии, но не охватывают весь спектр эмоциональных переживаний.
В наши дни симптомы апатии напоминают выгорание. С теологической точки зрения потеря способности радоваться и наслаждаться комфортом означала безразличие к миру и невозможность ценить и осознавать экзистенциальные вопросы жизни.
«Я больше не могу» может быть апатией
Сегодня апатия проявляется в непреодолимом безразличии — к работе, необходимым повседневным делам либо к любой другой деятельности, требующей усилий. Вместо этого мы блуждаем по интернету, разговариваем с виртуальным помощником или бездумно щелкаем пультом дистанционного управления. Мы часто называем это депрессией, даже если испытываем не грусть, а лишь «выключенность» из рутины. Выполнение простых дел становится невыносимо скучным.
Апатия может появиться и в личных отношениях, если нам приходится прикладывать слишком много усилий, чтобы «по-настоящему быть вместе». Некоторых людей она побуждает бежать из «реальной жизни» и затаиться там, где от них ничего не ждут.
В творчестве апатия может проявляться как «писательский блок» — состояние, при котором невозможно нанести ни одного штриха, не получается написать на одной строчки или выразить себя иным способом. В бизнесе это внезапное понимание, что полученный крупный платеж не стоил предпринятых усилий, выслушивания болтовни покупателей, встреч с производителями. Это час за часом нарастающее желание закричать: «Я больше не могу!»
Пути исцеления
При выгорании специалисты рекомендуют обратиться за поддержкой к друзьям и близким или же к профессионалу. Вернуть в жизнь утраченный баланс помогают и практики осознанности: медитация, йога, тайчи. Регулярные занятия необходимы для поддержания нормального физического и эмоционального состояния, а полноценный отдых (в первую очередь — здоровый сон) помогает перегруппироваться и восстановить внутренние ресурсы. Когда наши трудовые обязательства перевешивают долг заботиться о своем состоянии, приходится жертвовать тем и другим — и в гораздо большей степени, чем можно было представить.
Как и при лечении депрессии, рекомендуется делать все то, что вовлекает нас в процесс. Если это набор текста — значит, просто продолжаем стучать по клавишам. Если поливка огорода — продолжаем поливать. И не забываем про ежедневные прогулки и регулярные занятия практиками для поддержания физической формы и контроля за состоянием ума.
Автор — Сьюзан Деггес-Уайт, профессор психологии в Университете Северного Иллинойса.