Найти в Дзене

Декларирование сепарационных материалов

В этой статье разберем интересный случай, связанный с поставкой на экспорт металлопродукции: металл в рулонах, стальная заготовка, катанка в бухтах и т.д. Данный товар поставлялся участником ВЭД на экспорт морским транспортом. Порт, через который осуществлялась поставка данного товара, взял на себя обязательства по сепарированию груза при погрузке товара на морское судно.

Сепарирование груза в данном случае происходило за счет того, что Порт закупал лесоматериал, который потом использовался для отделения одной партии груза от другой и для крепления грузов на морском судне в соответствии с правилами безопасности морской перевозки грузов. После чего металлопродукция поставлялась на экспорт.

Так как поставки металлопродукции на экспорт были регулярными, а сепарационного материала (лесоматериалы различных пород дерева) требовалось много, то через некий промежуток времени, на данную ситуацию обратили внимание в таможенных органах.

Как так, за пределы РФ вывозятся лесоматериалы (которые облагаются таможенными пошлинами) и не декларируются?! В результате проведенной камеральной таможенной проверки были доначислены таможенные платежи в Федеральный бюджет.

Разберемся в данной ситуации и оценим позиции обеих сторон.

Мнение таможни основано на следующем. По определению подпункта 45 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товар – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Согласно подпункту 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под товарами Союза понимаются, в том числе находящиеся на таможенной территории Союза товары, полностью произведенные (добытые, полученные, выращенные) на таможенной территории Союза.

Как установлено подпункта 45 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понятие товар включает в себя любое движимое имущество. Имущество – это материальные и нематериальные объекты гражданских прав, которые по общему правилу могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому (ст. 128, пункт 1 ст. 129 ГК РФ).

Сепарационный материал соответствует признакам, образующим понятия, установленные подпунктами 45, 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС – является объектом гражданских прав, полностью произведен (добыт, получен, выращен) на территории Союза.

Несмотря на то, что сепарационный материал является необходимой составляющей перегружаемого на морское судно товара и не является основным предметом внешнеэкономических контрактов, ошибочно считать, что он не является товаром в значении, определенном подпунктами 45, 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.

Таможенные правоотношения возникают в связи и по поводу перемещения товаров через таможенную границу Союза. Вывоз товаров с таможенной территории Союза влечет за собой обязанности лиц, являющихся экспортерами, задекларировать и поместить их под таможенную процедуру экспорта, если иное не установлено требованиями права Союза.

В ходе камеральной таможенной проверки таможня определила, что собственником сепарационного материала, как и самого товара, является лицо, перемещающее товар и сепарацию через таможенную границу Союза под таможенной процедурой экспорта – грузовладелец (участник ВЭД). По мнению таможни, участник ВЭД должен был исполнить обязанность по надлежащему таможенному декларированию и товара и сепарации.

Позиция участника ВЭД заключается в следующем.

Участник ВЭД для поставки металлопродукции продукции на экспорт заключил с Портом договор на портовые операции: выгрузка металлопродукции, перемещение в рамках порта, хранение, маркировка, сортировка, приведение груза в транспортабельное состояние, крепление и сепарацию грузов.

По своей природе работы по креплению металлопродукции посредством сепарации имеют материальное выражение, в связи с чем к ним применимы положения ГК РФ о договоре подряда.

В соответствии с п.1 ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами.

Следовательно, использование Портом сепарационного материала не может рассматриваться как договор поставки товара; использование сепарационного материала представляет собой выполнение работ иждивением подрядчика (из материалов подрядчика).

Для участника ВЭД сепарационный материал, выбираемый и используемый Портом, не представляет экономический интерес, он остается и/или утилизируется на судне или принимается грузополучателем как отходный материал. Сепарационные материалы не являются самостоятельным товаром, они не являются предметом внешнеторговых контрактов или безвозмездно переданными товарами. Соответственно, сепарационный материал выступает не как товар по ТК ЕАЭС, а в качестве крепежного (упаковочного) материала, предназначенного для крепления грузов на морском судне в соответствии с правилами безопасности морской перевозки грузов.

Таким образом, Порт не передавал участнику ВЭД сепарационный материал, а оказывал услуги и выполнял работы по перемещению металлопродукции с её укладкой и креплением посредством сепарационного материала.

Сепарационный материал не является реализуемым товаром, поскольку его использование является для сторон вынужденной мерой и обусловлено требованиями по транспортировке грузов.

В соответствии с п. 42 Правил безопасности морской перевозки грузов (приказ Минтранса РФ от 21.04.2003 №ВР-1/п) груз, принятый на судно, должен быть надлежащим образом уложен и закреплен во избежание его смещения в процессе морской перевозки.

Кроме того, п. 3.13. «РД 31.10.10-89. Общие правила перевозки грузов морем» предусмотрено, что погрузка грузов в судно производится по грузовому плану, утвержденному капитаном судна. За правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне несет ответственность администрация судна.

Таким образом, поскольку для целей соблюдения требований таможенного законодательства в морских портах сепарационные материалы не классифицируются как самостоятельный товар, их следует классифицировать как припасы.

В соответствии с подпунктом 30 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС припасами являются товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования.

Как следует из определения, отличительным признаком припасов является цель использования – для обеспечения нормальной эксплуатации судна.

Еще одним отличительным признаком припасов в общепринятой мировой практике морской перевозки грузов является изменение потребительских свойств припасов в процессе эксплуатации судна, невозможность их повторного использования по назначению.

В ходе сепарации лесоматериалы перерабатывают (расщепляют, подпиливают, подрезают и т.д.) в следствие чего они утрачивают свои первоначальные потребительские свойства. По прибытии груза к месту назначения сепарационный материал представляет собой уже использованный/отходный материал.

Пунктом 2 ст. 281 ТК ЕАЭС предусмотрено, что припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой, без помещения под таможенные процедуры.

Кроме того, сепарационные материалы не подлежат отдельному декларированию как самостоятельный товар, а декларируются как припасы без уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 7 ст. 281 ТК ЕАЭС).

Таким образом, использование сепарационного материала на судах, убывающих с таможенной территории Союза, не предусматривает его поставки получателю за пределами территории Союза, при этом сепарационный материал предназначен для перемещения, перевозки, сохранения металлопродукции, перемещается за пределы таможенной территории в качестве припасов в соответствии с главой 39 ТК ЕАЭС без помещения под таможенные процедуры, то в данном случае не происходит его продажи на экспорт и транспортировки, а происходит его использование (потребление) в качестве крепежного упаковочного материала в процессе оказания услуг перевозчиком при эксплуатации судна.

На сегодняшний день окончательная точка в споре участника ВЭД и таможни еще не поставлена, но перевес на стороне участника ВЭД, так как Арбитражный суд Краснодарского края в первой инстанции поддержал позицию участника ВЭД (дело №А32-151/2022).

Подписывайтесь на наш Telegram-канал для участников ВЭД