Найти тему

Гайд по работе с аудиторией

Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; аудитория – конечная цель речи

Аристотель

Как вы думаете, какой вопрос должен задать себе оратор перед составлением речи? Возможно, это вопрос «Что я хочу сказать?» Или «Как сделать речь интересной?» Или «С чего начать свой рассказ?» Всё это, безусловно, правильно. Но есть один вопрос, о котором все забывают.

«Кто будет слушать меня?» Многие не придают этому значения. А между тем, основная задача оратора – попасть точно в сердце аудитории. Как это сделать?

Вот пример: любая речь - агитация. За здоровый образ жизни, против курения, за защиту природы и т.д. Казалось бы, что нового можно придумать. Но давайте представим, что вас слушают подростки. Интересна им статистика смертей от рака лёгких, вызванного курением? Вряд ли. Научным языком такую аудиторию не проймёшь. НО вы можете рассказать ей о своём негативном опыте курения, о том, как тяжело было бросать, и насколько легче вы себя чувствуете сейчас. Подростки отлично воспринимают личный опыт, особенно с примесью здорового юмора. Хотите рассказать о защите природы? Покажите фото ближайшего лесопарка пять лет назад, и сейчас. Пусть они увидят разницу. Наглядная демонстрация будет гораздо интереснее такой аудитории, чем перечисление фактов, статистики, или обращение к авторитетам.

От того, кто слушает вас, зависит стилистика вашей речи, аргументация, да и весь ваш образ на выступлении.

Давайте разберемся в основных правилах работы с аудиторией:

1. Проанализируйте и назовите своих слушателей.
Вовсе не обязательно, что слушать вас придут подростки или пожилые люди: аудиторию можно классифицировать не только по возрасту. Молодые мамы, врачи, дворники, начинающие бизнесмены, учителя, пенсионеры, жители района Кукушкино - вариантов много. Чтобы правильно назвать группу, найдите то, что объединяет ваших зрителей. И вы будете правы, если скажете: "Как же так? Ведь меня слушают разные люди! ". Да, но найти точки соприкосновения между ними можно.
2. Продумайте стиль общения
Подумайте, что было бы приятнее услышать вашей аудитории: " Привет! " или "Здравствуйте! ". Они хотят услышать мудрого наставника? Или поболтать с подругой за чашкой чая? Возможно им нужен строгий руководитель, который даст им чёткую инструкцию к действиям? Если вас слушают люди одной профессии, используйте термины, понятные им. Но не умничайте там, где этого не требуется. Своим знанием профессиональной терминологии вы скорее вызовете раздражение у аудитории, которая с такими словами не знакома.

3. Подбирайте демонстрационный материал.
Включите пианистам фортепианную музыку. Глупый пример, но самый понятный. Ваша задача - проанализировать вкусы аудитории, её темперамент (аудиалы, визуалы, кинестетики) и подобрать демонстрационный материал верно.

4. Ваша одежда воздействует на аудиторию не слабее, чем речь
Попробуйте надеть мини-юбку и в ней выступить на заседании Совета пенсионеров. Если вы не провалите речь - можете спорить со мной. Подбирайте одежду и аксессуары, руководствуясь двумя правилами:
- В чём меня хочет видеть аудитория
Одежда не должна раздражать зрителей, отвлекать их от вашего выступления
- Каким должна меня увидеть аудитория;
Хотите выглядеть серьёзным специалистом - наденьте деловой костюм. Хотите быть другом, советчиком - выбирайте менее формальный стиль.
5. Зеркальте.
Правило " отзеркаливания" работает точнее, если вы один на один с партнёром. На большую аудиторию его использовать труднее. Но если вы хорошо знаете своих слушателей, то можете попробовать.
Ваша задача - стать зеркалом собеседника: повторять его жесты, мимику, темп голоса. Но это не должно перейти в пародию. Как это работает? Очень просто: человеку приятнее общаться с себе подобным. Он доверяет такому оратору почти как самому себе. Я говорю тихо и медленно, а мой собеседник рвёт глотку - значит он что-то скрывает или нервничает. Я говорю громко и быстро, а мой собеседник что-то мятлик под нос - он точно не уверен в себе.
6. Подбирайте аргументы
Аргумент - это прежде всего доказательство. А доказывать можно по-разному.
Для одного типа аудитории убедительны будут твердые факты, статистика, результаты научных экспериментов. Но для других самым сильным доказательством будет эмоциональный возглас, рассказ о своём личном опыте, или даже забавная история.

Подобрать аргументы так, чтобы они стреляли в сердце аудитории, это ваша главная задача. Спросите себя: каковы главные ценности моих слушателей? И используйте их в аргументации.

7. Грамотно выстраивайте взаимодействие с аудиторией.

Отталкиваясь от анализа слушателей, вам нужно определить, насколько они готовы взаимодействовать. Вопросы в зал - один из прекрасных инструментов оратора, но важно использовать его правильно. Для кого-то из слушателей вопрос от оратора будет возможностью проявить себя, лучше познакомиться с темой, но есть слушатели, которые не терпят внимание к себе и боятся вопросов как огня.

Не бойтесь критики, но будьте к ней готовы. Анализ аудитории поможет вам заранее определить «вредного слушателя» и не бояться его. Хорошо зная, кто будет вас слушать, вы сможете до выступления проработать возражения и провести работу по их опережению.

Оратор, который провёл грамотную работу с аудиторией ещё до начала выступления, имеет твёрдую почву под ногами. Конечно, сюрпризы во время живого выступления неизбежны, но анализ аудитории – способ минимизировать их и быть уверенным в том, что ваша мысль попадёт точно в цель.

В завершении гайда предлагаем вам выполнить небольшое задание по работе с аудиторией:

Проведите анализ пяти типов аудитории:

- дети, воспитанники старшей группы детского сада

- «Трудные» подростки
- студенты Медицинского Университета
- учителя начальных классов
- бабушки-пенсионерки

Как нужно общаться с каждым типом аудитории, какую стилистику использовать, в какой роли выступать?
Подготовьтесь к выступлению перед каждой группой слушателей. Презентуйте для них любой простой предмет, например, смартфон, шариковую ручку, любимую книгу, кружку чая или другое. Обратите внимание на то, насколько по-разному можно подать эту речь.

Хотите выйти на новый уровень уверенности при выступлениях на публику?
Попробуйте заниматься всего 10 минут в день с нашим тренер-ботом IndigoGo в вашем телефоне - с обратной связью и помощью педагога по речи. И приготовьтесь удивиться ещё более высокому уровню вашей харизмы.

Попробуйте 30 дней подписки - бесплатно>>>