Для больших стран государственные суверенные дефолты – явление нечастое, но вообще в мире они происходят с незавидной регулярностью. К примеру, за 20 прошедших лет о проблемах с выплатой суверенного долга объявили полтора десятка государств, причём некоторые – по нескольку раз.
Мы решили разобрать вместе с вами несколько наглядных и поучительных случаев, а заодно выяснить, как прошедшие через дефолт страны восстанавливали свою экономику и репутацию.
Аргентина
Аргентинский дефолт стал самым крупным экономическим событием в мае 2020 года – но при этом никого не удивил. Строго говоря, дефолты в Аргентине нечто вроде традиции, как походы в баню у товарища Новосельцева. Только в XXI веке их уже было два, а всего – более десяти.
Экономическое положение вообще наилучшим образом характеризуется, как традиционный, или перманентный, дефолт. Началось всё в 1998, когда страна в попытке предотвратить кризис неплатежей напечатала на 50 миллиардов долларов облигаций. Не помогло: пришлось объявлять дефолт, а общая сумма невыплаченных средств, включая новенькие ценные бумаги, достигла 95 миллиардов.
Следом за финансовым случился банковский кризис: развилась двухзначная инфляция, временами перехлестывая за 50% в годовом измерении, а также отвязка курса песо от доллара и его обесценивание (песо, не доллара).
Следующие 13 лет прошли под знаменем восстановления доступа страны к кредитным рынкам. Для этого потребовалось несколько реструктуризаций, а под конец аргентинцы так привыкли к своему квазидефолту, что стали использовать его с целью нажать на кредиторов: те, жаждая получить хоть что-то, отказывались от части задолженности.
В 2014, когда ничего не предвещало, наступил новый дефолт — на сей раз выборочный, направленный на два американских фонда прямых высокорисковых инвестиций. Ситуация с подвешенным долгом тянулась ещё с 2001 года, а когда решение было вынесено, правительство Аргентины решило, что оно тут просто мимо проходило. Всё это время государство имело дело с рецессией, а инфляция никогда не опускалась ниже 40%.
В 2020 настал очередной край: на фоне коронавируса страна не смогла договориться об очередной реструктуризации, хотя в итоге кредиторы дали Аргентине отсрочку. На её экономике это сказалось мало, и по прогнозам аналитиков не пройдёт и 3 лет, как наступит новый дефолт, причём более значительный. Что поделать — национальная традиция...
Эквадор
Зимой 2008 кризис разразился в ещё одной латиномериканской стране – Эквадоре. Речь шла о процентах и купонах по облигациям на сумму чуть менее 31 миллиона долларов. До этого кризис неплатежей случился ещё раз, осенью 1999, а в 80-х было ещё несколько.
Чтобы побороть эту сомнительную тенденцию, американский Минфин сделал специальные облигации для проблемных стран. Первый выпуск был размещён в 1989 году на 30 лет, что позволяло государствам с проблемными долгами реструктуризировать их и получить отсрочку на выплаты. Бумаги стали называть в честь министра финансов, придумавшего эту вещь, облигациями Брейди. Львиная доля пришлась на латиноамериканские страны, но были и другие эмитенты – поляки и нигерийцы. Некоторым благодаря этим бумагам удалось выбраться из долгового дна, но в Эквадоре ситуация оказалась сложнее. В 2008 она достигла апогея, и президент Корреа, который даже включил избавление от выплат в свою программу на выборах, заявил: Эквадор больше не будет платить аморальные проценты. Дескать, это незаконно.
В стране было достаточно средств для выплаты, но государство предпочло не делать этого. Сумма неплатежей достигла 3,3 миллиардов долларов. После этого цены рухнули, и правительство стало скупать долговые обязательства по курсу 35 центов за доллар, самостоятельно решив проблему долга. В 2010 начался экономический рост, а к практике кредитов за рубежом страна вернулась только четыре года спустя.
В 2020 на фоне коронавирусных событий случился ещё один дефолт: власти приостановили платежи, но быстро реструктуризировали долг, хотя Fitch успел признать ситуацию дефолтной.
Ямайка
Родина регги боролась с проблемами по части погашения суверенных долгов с середины 90-х, на фоне череды банковских и перестраховочных кризисов. Для борьбы с внутренними проблемами был избран странный способ: правительство давало компаниям деньги в обмен на акции, что в итоге обернулось национализацией. Решить проблемы не помогло, но долг взлетел до сказочных высот.
В феврале 2010 пузырь лопнул, и ямайцы отказались платить проценты по внешним заимствованиям на сумму почти 8 миллиардов, сославшись на тяжесть кризиса. На тот момент на выплаты процентов уходило больше половины бюджетных доходов. Так дальше продолжаться просто не могло.
Власти реструктуризировали долг, но решать проблемы не стали, и спустя три года последовал ещё один дефолт на сопоставимую сумму. Вот теперь власти пошли на решительные реформу, поприжали зарплаты и пенсии в государственном секторе и распродали огромные объемы принадлежавшей властям собственности и инфраструктурных объектов. Чтобы избежать ситуации с падением доверия к международным институтам, МВФ поставил условие: реформы должны быть транспарентными и прозрачными.
Принятые меры привели к отличным результатам — долг сокращается прямо на глазах, к 2030 году по планам он достигнет скромных 50% от ВВП.
Кот-д'Ивуар (Берег Слоновой Кости)
Весной 2011 это государство не смогло рассчитаться по процентам по еврооблигациям, а затем приостановило выплаты до весны следующего года. Всё это произошло на фоне политического кризиса, вызванного попыткой президента Лорана Гбагбо фальсифицировать проигранные выборы. Всемирный банк заморозил платёжные институты, и с декабря 2010 в республике началась серия технических дефолтов.
В итоге после нескольких месяцев столкновений преступного лидера подвергли аресту, а новый президент объявил, что приостанавливает платежи ещё на годик-другой. Впрочем, с ним воротилам финансового рынка удалось найти консенсус: страна получила клеймо беднейшего государства со значительным госдолгом, за счет чего ей списали 4 миллиарда задолженности, что позволило продолжить выплаты без перерывов.
Греция
Греки столкнулись с двумя дефолтами за 10 лет, причём последствия были настолько тяжёлыми, что это ставило под вопрос само членство Греции в ЕС. Впрочем, курс на эти камни греческий корабль взял сознательно, на протяжении долгих лет игнорируя целевые показатели по дефициту бюджета и фальсифицируя отчётность.
С одной стороны, в государстве росли пенсии и социальные платежи. С другой – налоги не увеличивались, а дефицит гасили за счёт немецких кредитов. В 2008 году кризис сделал выплаты невозможными, и власти признали мошенничества с кредитными рейтингами. Весной 2010 года греки попросили у ЕС помощи. Те предоставили кредит на 150 миллиардов долларов, но взамен потребовали реформ и мер жесточайшей экономии. Народ ответил протестами.
Меры помощи не помогли, и весной следующего года разразился дефолт на рекордную сумму в 260 миллиардов. Кредиторам пришлось пойти на обмен, в результате которого облигации потеряли 69% стоимости. Таким образом, это была величайшая реструктуризация в истории.
ЕС требовал сокращать социалку, что и было сделано, но с коррупцией греки ничего поделать не могли, а львиная доля денег пошла на выплаты по долгам перед внешними заёмщиками.
Пришедшие в 2015 году к власти коммунисты отказались платить МВФ очередной транш. Последовал второй дефолт. Чтобы оправдать безумную политику, власти провели референдум, на этом фоне были отменены банковские каникулы, а введены – лимиты на обналичку. К лету кризис удалось разрешить, греки стали получать новый пакет экономической помощи, что позволяет пока что обходиться без новых неплатежей.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Богатейшие страны мира, которые совсем недавно выбрались из нищеты
✅ Откуда взялся принцип ставить цены в духе 999.99? История девятки на конце ценника
✅ Неужели счастье в деньгах? Ученые нашли связь между счастьем и благосостоянием