Автор: Elci
В СССР самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный, газетный рисунок и плакат. Развивались два типа плаката: героический и сатирический. Искусство плаката было доступно широким массам, его смыслы были понятны каждому, а короткий броский текст — лозунг, который сопровождал изображение, запоминался и призывал людей к действию.
Плакат — вид изобразительного искусства, разновидность прикладной печатной графики в виде информации рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера. Плакат содержит броское изображение и яркий заголовок или призыв. К его особенностям можно отнести: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо читаемым, доступно восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, фигуры разного размера, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах. Для текста важным является шрифт, расположение и цвет. В плакате могут сочетаться фотографии, рисунки и живопись.
Плакат в СССР не просто информационный лист, а объект искусства и справочник новой морали. Причем за время существования СССР, плакат менял как приемы подачи, так и общую идею, в зависимости от главных событий в стране. По иллюстрациям и надписям на плакатах можно изучать историю СССР, отслеживая общеполитический курс, и важные для страны события.
Термин «Советский плакат» возник после революции 1917 года . Такой плакат нес в массы призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.
В годы революции и гражданской войны плакат приобрел особое значение. В эти дни, тяжелые для страны, выходило очень мало газет. Поэтому газету заменяли плакатом. Агитационные плакаты отправляли на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов. Внизу на ярком поле плаката обычно размещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат — делает контрреволюционное дело». Плакат боролся, был оружием, и поэтому его берегли, как оружие. Плакаты изготавливались в огромном количестве и были популярны. Очевидцы отмечали, что при вывешивании новых образцов, вокруг собирался народ, чтобы поглазеть и обсудить новинку. Особой популярностью пользовались работы авторов ОКНА РОСТА. Здесь работали знаменитые В. В. Маяковский, К. С. Малевич и др. Несмотря на отсутствие материалов , художникам удавалось создать яркие образы.
В 20-е годы, в мирное и сытое время НЭПа внимание уделялось социальным проблемам. Продвигалась программа ликвидации неграмотности, уделено внимание быту и семье.
Впрочем, это не мешает параллельному существованию рекламы выпускаемой продукции.
Качество и количество плакатов возрастает, авторы применяют техническую новинку: фотомонтаж. Кустарное производство теперь невозможно, вся печатная продукция должна быть одобрена цензурой ГЛАВЛИТА или ГОСИЗДАТА. Однако такой плакат больше не вызывает интереса, характерного для плаката прошедшего десятилетия.
Первая пятилетка продолжает формирование общественной морали, но и возвращает внимание к политическому курсу в стране. На плакатах появляются Ленин и Сталин в роли мудрых и заботливых отцов.
Плакаты начала десятилетия зовут крестьян идти в непопулярные колхозы и рассказывают гражданам о врагах государства.
Ближе к концу десятилетия появившееся военное настроение просматривается и в плакатах: показана мощь армии и отдельный образ воина, готового защитить Родину.
Тиражи выпускаемых плакатов растут, а их качество исполнения, как и вариативность падет. Есть 2 объяснения этому явлению:
1) Необходимая унификация страны;
2) Уход талантливых художников в другие сферы, а также массовые репрессии .
Плакат военного времени отчасти похож на послереволюционный: невероятно популярный среди людей, массово используемый. Однако теперь он полон драматизма и патриотизма.
К плакату возвращаются лучшие художники и иллюстраторы, объединяясь в коллективы: Окна ТАСС как продолжение ОКНА РОСТА, знаменитые Кукрыниксы, Боевой карандаш.
Плакаты для тыла призывают людей помогать стране вести войну (пожертвования, работа в тылу), а плакаты для воинов напоминали о доме и родных.
После Отечественной войны в 40-50-гг. с началом войны холодной в плакате поднимается тема борьбы со шпионами , критикуется и высмеивается капитализм, западный образ жизни.а также парадные, восхваляющие плакаты, посвященные И. В. Сталину.
После смерти Сталина не только плакат, но и весь СССР из хрущевской оттепели плавно перешел в брежневский застой, а потом весело ухнул в горбачевскую перестройку. Плакаты времен Хрущева и Брежнева наполнены оптимизмом и сельским хозяйством: кукуруза, целина, восхваление коммунизма и Родины, братство народов.
Начав свое существование как рупор свободы, плакат постепенно изжил свое значение и влияние в жизни советского человека, став олицетворением тоталитарного режима. Так художник Эрик Булатов на фоне свободного неба строит решетку из плакатной надписи «Слава КПСС»
а Илья Кабаков покрывает стены арт-инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей комнаты».
Но советский плакат — это огромная часть культуры нашего государства, которую надо знать и принимать
И конечно же, традиционные ссылки на наших коллег по ремеслу. Рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой