Для развития своего бизнеса селлерам важно следить за финансовым состоянием магазина. Финансовый анализ представляет собой ежемесячное сравнение плановых и фактических показателей. Регулярно отслеживая динамику финансовых показателей, вы сможете своевременно выявлять проблемы и корректировать стратегию. Это позволит вам не допускать кассовых разрывов, а также с высокой точностью заранее прогнозировать, сколько «живых» денег вы получите на счет.
Какие показатели используются при финансовом анализе магазина?
Выручка
Обязательным пунктом анализа является объем продаж вашего магазина — выручка от реализации товаров. Стабильная или растущая от месяца к месяцу выручка — отличный показатель. Но если вы заметили спад, то необходимо определить его причину.
Причиной снижения выручки могут быть:
- неправильно выстроенная товарная матрица,
- ошибки в объемах отгрузок,
- ошибки при расчете и установке цен,
- допущение аутофстоков,
- снижение позиции в поисковой выдаче,
- снижение процента выкупа,
- падающий тренд категории и т.д.
Важно: оценивайте вашу реальную выручку без учета искусственных покупок.
Расходы
Оцените переменные и постоянные расходы, которые влияют на объем вашей прибыли. Переменные расходы зависят от объема продаж: расходы на упаковку или фулфилмент, закупку товара, доставку до маркетплейса и другие. Постоянные расходы, наоборот, не зависят от объемов продаж: аренда склада, оплата обслуживания банковского счета, заработная плата сотрудникам.
Не стоит забывать и о сопутствующих расходах, таких как: продвижение (искусственные покупки, реклама), дизайнеры, фотостудии, копирайтеры, а также оплата услуг маркетплейса (комиссия, логистика и хранение).
Валовая прибыль
После определения объема расходов, вы сможете оценить валовую прибыль — разницу между выручкой и расходами. Это ваша прибыль до уплаты налогов. Важно стремится к росту показателя валовой прибыли.
Return On Investment (ROI)
Эта метрика показывает возврат инвестиций в вашем бизнесе, то есть окупились ли ваши вложения и есть ли прибыль. Рассчитывается как соотношение валовой прибыли ко всем перечисленным выше расходам. Соответственно, повышение ROI говорит о сокращении расходной части по отношению к доходной.
Чистая прибыль
Это та прибыль, которая остается после уплаты налогов, сборов и обязательных платежей. Чистая прибыль — один из важнейших финансовых показателей. Именно эту сумму вы можете реинвестировать для дальнейшего развития вашего бизнеса.
Маржинальность
Отражает доходность, выражается в процентах и рассчитывается двумя способами:
маржинальность валовой прибыли = валовая прибыль/выручка*100%
маржинальность чистой прибыли = чистая прибыль/выручка*100%
Рекомендуем ориентироваться на показатель маржинальности от 20% и выше.
При реализации финансового анализа вы можете найти способы увеличения хороших показателей маржинальности (например, сократить какие-то расходы), а также выявить причину снижения маржинальности, например:
- снижение объемов продаж,
- снижение процента выкупа,
- увеличение постоянных или переменных расходов,
- снижение цен на товары.
Финансовый анализ магазина помогает селлеру увидеть полную картину состояния его бизнеса. Например, оценить рентабельность — ее падение или рост отразит результаты ранее предпринятых действий. Также это способ детально разобрать расходы: понять их структуру, определить статьи, на которых можно сэкономить, куда направить силы прямо сейчас, а что на время отложить.
Отслеживая динамику выручки, вы оцените здоровье вашего магазина и его успех на рынке, а по динамике роста или падения ниши сможете оценить упущенный потенциал бизнеса или увидеть, что находитесь впереди прямых конкурентов.