Очередная статья моего канала, где речь пойдет о таком забытом понятии, как честь. За основу взята брошюра К.Эберштейна «Честь и ложные понятия о чести». Курсивом приводятся прямые выдержки из текста издания.
Личная честь
Честь является существенной стороной всякой личности... она указывает на известный нравственный уровень общественной жизни, основывается на добровольном признании личного достоинства, никогда не приобретается насильственным образом и считается, по своему существу, духовным достоянием, имеющим свое основание в воле, душе и фантазии.
Человек должен стараться уважать раньше всего самого себя, избегая всего, могущего нарушить его самоуважение, благодаря чему уважение к нему со стороны других людей тоже возрастает...
Стремление к внешнему уважению, без внутренней или личной чести, мы называем честолюбием. Честолюбие, основанное не на личной чести, может, пожалуй, доставить почет, титул и достоинство, не возвышая, однако, нравственного достоинства человека... конечным пунктом всегда остается личная честь.
Последний абзац словно сегодня писан — честолюбие рулит, успех, признание и деньги любой ценой, ради почета среди тех, кто не знает каким образом все это достигнуто было... Только переход этот фатален, сделав шаг вернуться обратно невозможно...
Сословная честь
Многие ли помнят, что такое сословие? Уже более ста лет мы живем в классовом обществе, вернее жили первые 70 лет, сегодня осталось только деление на богатых и бедных. А когда-то...
Честь, необходимая при соблюдении служебных обязанностей, или чиновничья честь стоит ниже личной чести.
От чиновника честь требует преданности главе государства, преданности, которая должна проявляться не только в личном пожертвовании, но и в точном и добросовестном исполнении своего долга, в серьезном понимании служебных обязанностей и в неподкупности...
Совершенная правдивость, исполнение своих обязательств, надежность и солидарность в деле — главные требования, внушаемые купцу чувством чести (купеческая честь).
Честь ремесленника аналогична чести купца.
Рабочий, как и каждый человек, имеет свои понятия о чести. Между рабочими много добропорядочных людей, с тонким и безупречным понятием о чести.
Общество должно уважать в человеке лишь его понятие о чести, будь он работник, работодатель, мастер или подмастерье, купец или приказчик....
О чести офицерского сословия давным давно многое говорено. И вполне оправдывается то обстоятельство, что это идеальное сословие не мыслимо без представления о сословной чести.
Общим нравственным законом для каждого сословия должно сделаться то основное положение, что стремление к наживе никогда не должно быть главной целью и смыслом жизни.
Если, например, в наше время, характеризующееся всеобщей погоней за наслаждениями жизни, священник или пастырь, из чувства самосохранения, или в заботе о своей семье, оставит без крайней нужды для более теплого местечка свой приход, в котором он благотворно работал и словом Божиим пробуждал в душах своих прихожан веру в жизнь, то такой образ мыслей и такие убеждения противны священнической чести.
Точно так же в наш материалистический век, сословие учителей более занято погоней за теплым местом, чем исполнением своей высокой задачи — воспитания и образования юношества.
У судебных чиновников и врачей также замечается, как общее явление, погоня за наживой и стремление к получению чинов.
Из этой весьма короткой статьи можно сделать неутешительный вывод — люди в массе своей почти не изменились, а ведь прошло уже больше ста лет...
К.Эберштейн Честь и ложные понятия о чести