В этой публикации я расскажу об очень интересном и уникальном цирковом автомобиле под названием «Апчхи-2», а также о судьбе его создателя – Николая Федоровича Мундингера. У этой публикации позже будет неожиданное продолжение… ;-)
Николай Федорович Мундингер родился в 1904 году в Санкт-Петербурге в семье мастера по ремонту и настройщика музыкальных инструментов. Судьба привела его в Москву и с этим городом оказалась связана вся его последующая жизнь. В 1921 году он начал свою трудовую деятельность в качестве ученика слесаря в гараже Московского университета. Параллельно Николай Федорович поступил на курсы механиков по двигателям внутреннего сгорания, где он учился без отрыва от работы. В 1922-м молодой механик стал владельцем своего первого мотоцикла, что и определило всю его последующую жизнь. С 1922 по 1930 год Николай Мундингер работал мотоциклистом-курьером и водителем автомобиля в различных организациях Москвы. В 1924-м он вступил в Московский Автомобильный Клуб имени Садовского (МАК), где со временем стал активным членом мотосекции, участвуя в соревнованиях и мотопробегах, организованных клубом. В 1931 году Николай Федорович был назначен комендантом экспедиции «Казмедьстроя» и полгода работал в Казахстане на строительстве медеплавильного комбината и города Бертыс на берегу озера Балхаш.
В 1937 году Николай Мундингер был приглашен в качестве механика в первый в стране цирковой коллектив, готовивший уникальный аттракцион – «Мотогонки по вертикальной стене». Будучи опытным мотоспортсменом, он по собственной инициативе освоил езду «в бочке» и стал полноправным членом труппы – одним из первых «стеновиков», как их называли. Ездили на американских мотоциклах Indian модели Scout 1920-х годов производства. Выбор был обусловлен свойствами этих машин – их ценили за равномерность хода, жесткие раму и вилку, а также низкий центр тяжести. В 1938 году начались выступления, производившие фурор у зрителей – настолько необычными и зрелищными были «Мотогонки по вертикальной стене»!
Коллектив в составе Григория Левитина, Александра Смирнова, Владимира Нормана, Газароса Синихчанца, Леона Айказуни, Натальи Андросовой и Николая Мундингера выступал не только в Москве, в ЦПКиО имени Горького и на Всесоюзной Сельско-Хозяйственной Выставке, но и гастролировал по городам Советского Союза, перевозя и собирая «бочку» на площадях и в городских Парках Культуры, а потом поражая зрителей своим мастерством. Езду по стене освоила под руководством мужа и супруга Николая Федоровича – Надежда Владимировна Лазарева, начавшая участвовать в представлениях в 1941-м.
В годы Великой Отечественной войны Александр Смирнов, Николай Мундингер и Надежда Лазарева выступали в городах Средней Азии, перевозя «бочку» из города в город. Двое сыновей Мундингеров (старший Роман и младший – Леонид) отправились в эвакуацию в Алма-Ату, где жили в интернате под присмотром бабушки. Жизнь что на гастролях, что в эвакуации была трудной – бытовая неустроенность, холод, недоедание и отсюда – проблемы со здоровьем у ребят. Дети встретились с матерью в Москве только в ноябре 1943 года, приведя своим исхудавшим видом Надежду Владимировну в смятение. В 1943 году во время исполнения номера Николай Федорович неудачно упал с мотоциклом в «бочке» и получил сложный перелом ноги. Во время долгого лечения в ташкентской больнице ему в голову пришла идея создания необычного номера в оригинальном жанре «моторизованной клоунады», для чего он придумал специальный «комический автомобиль» с удивительными свойствами и некоторые элементы образа «веселого шофера». Травмированный артист рисует эскизы автомобильчика, составляет описание номера и отправляет заявку на конкурс, посвященный 25-летию Советского Цирка в Главное управление цирков.
После окончания войны полная переездов и риска жизнь мотогонщиков по стене продолжается – мелькают города, гастроли сменяются выступлениями в родном городе… Старший сын Роман тоже стал цирковым артистом, выступал с 1949 года и по этой части превзошел отца и мать, показывая «на стене» сложнейшие трюки. Младший – Леонид, стал профессиональным фотожурналистом и добился первых серьезных успехов на этой стезе, со временем войдя в когорту известнейших советских фотографов. Нехватка средств заставляет Николая Мундингера на время отложить конструирование «комического автомобиля» и сосредоточиться на выступлениях на «стене». Однако, идею он не забросил и к 1955 году автомобиль все же был построен. К этому моменту также был детально проработан образ его водителя – незадачливого и веселого Николая Моторчикова, который во многом был пародией на самого себя.
Машина была изготовлена практически «с чистого листа» - кроме двигателя с видоизмененной коробкой перемены передач и передней части кузова, взятых от итальянского микроавтомобиля Fiat 500 Topolino (Мышонок) середины 1930-х годов, все остальные части были либо изготовлены собственными руками, либо приспособлены от других механических устройств. Четырехцилиндровый моторчик водяного охлаждения имел всего 500 кубических сантиметров рабочего объема, но вполне уверенно разгонял «Мышонка» до 85 км/ч. Николай Федорович построил свой «комический автомобиль» вокруг сблокированного с КПП мотора, расположенного в задней части машинки поперек её продольной оси... По замыслу автора, автомобиль должен был обладать специальными функциями – удлиняться на ходу на полметра, «хромать» на одно из задних колес, а передние колеса должны были «разваливаться в стороны». Все эти возможности были запроектированы и обеспечены специальными механизмами, разработанными неуёмным конструктором. 2 мая 1959 года «комический автомобиль», получивший сценическое имя «Апчхи-2» (в некоторых представлениях он именовался «Трух-трах»), совершил премьерный выезд по беговой дорожке Центрального стадиона имени Ленина в Лужниках. Управлял машинкой знаменитый клоун Олег Попов.
Успех превзошел все ожидания – зрители были в восторге! Так Олег Попов стал «крестным отцом» «моторизованного клоуна» Николая Моторчикова, в роли которого выступал старейший «гонщик по вертикали» Николай Мундингер. Были созданы и утверждены сценарии выступлений, пошит костюм, продуман грим, разработана специальная пиротехника, управлявшаяся из автомобильчика – словом, появился новый яркий образ, сразу ставший популярным и запомнившийся зрителям надолго.
Николай Федорович Мундингер выступал в роли Николая Моторчикова с комическим автомобилем «Апчхи-2» до 1978 года – до своей кончины.
Дорогие читатели, если кто-то видел выступления Николая Мундингера с его автомобилем - напишите в комментариях ваши впечатления, пожалуйста!
Продолжение следует: