Разбор фильма «Хижина», 2017г. фэнтези-драма режиссёра Стюарта Хэзелдайна, основанная на романе писателя Уилльяма Янга.
Главный герой – Мак (Макензи) Филипс
Сын Мака– Джордж
Старшая дочь Мака – Кейт
Его жена – Нэн
Пропавшая дочь – Мисси
_______________________________________
Настоятельно рекомендую читать разбор фильма (см. ниже), только после просмотра.
Вопросы, которые стоит задать себе перед просмотром киноленты:
1. Вера = религия?
2. Что понимает Мак через каждый «урок»? Что это за уроки?
Вопросы по ходу фильма:
1. С чего начинается фильм, какой первый образ?
- Дом. В каком состоянии этот дом?
Часто, образ дома символизирует собственный организм субъекта.
2. Семья маленького Макензи.
Жестокий пьющий отец избивает жену и сына. На людях прилежный семьянин, посещающий церковь. Во время наказания сына, он заставляет говорить его слова о любви и вере к Богу. Манипулировал религией: «Будьте послушны родителям, ибо это угодно Госпаду».
Как защитил себя и мать Мак?
Почему Мак не перенес модель детско-родительских отношений на свою семью?: - Мальчик-жертва - выход - спасатель.
Мак не ощутил что значит быт любимым.
3. Первая встреча «с Богом», в образе соседки, когда Мак ребенок, что думаете о ней?
Она говорит «Это не любовь» - судья?
Может наоборот, впоследствии Бог выбирает именно этот образ, т.к. в бессознательном Мака хранится образ любящей и принимающей женщины? Там его впервые приняли.
4. Отношение Мака к богу в первой части фильма?
БОГ БЫЛ ВСЕГДА С МАКОМ?
Мак в церкви не поет.
Судя по вербалике (при знакомстве с людьми на озере, общение с другом и пр.,) Мак закрыт и недоверчив. Он расслаблен только в семье, в первой части фильма.
5. Чувство вины. У каких героев отметили?
Версия: Мак притянул гибель дочери из-за чувства вины за убитого отца. Ведь он неоднократно упоминает в фильме о возмездии.
6. Мак и водопад (легенда о принцессе).
Вопросы Мисси: «Почему Бог такой злой?»; «А мне придется прыгать со скалы, если Бог попросит»… На все ли вопросы есть ответы у Мака?
Версия: Мак бессознательно закладывает дочери программу на смерть, ведь в процессе рассказа он сравнивает их («волосы как у тебя»; перед пропажей Мисси рисовала платье красное, как у принцессы).
Образ водопада (воды) – падение вниз, неконтролируемый процесс.
7. Ситуация с лодкой.
Мак говорит Кейт о Мисси перед сном «Она особенная», хоть он и быстро реабилитировался «И ты тоже», вероятно, что у дочери осадок остался. Встать в лодке, - закричать – бессознательно привлечь внимания отца.
8. Образы по дороге Мака к хижине:
Письмо – символизирует исполнение наказа в функциональном смысле. Является знаком на стереотипное действие, или передачу определенного кода, который появляется как реинкарнация прошлого.
Дорога – какая? Широкая и хорошая – фрустрирующая направленность в действиях субъекта.
Оружие (пистолет) – насилие, жестокость.
Если говорить об образах (по словарю образов А. Менегетти) тут, то + что он сам за рулем.
Состояние Мака перед поездкой: падение, закрытость от друга и жены, вероятность аварии, поехал в одиночку в хижину к маньяку, попытка самоубийства.
Подпись в Письме? Фигура отца в трех интерпретациях. Какую заметили вы?
1) Папа = Бог
2) Папа = убитый отец
3) Папа = маньяк.
9. Мак в хижине до появления Иисуса.
Первая бессознательная попытка выхода из стресса: крикотерапия, бить предметов, слезы;
Вернуться туда, где ты «увяз», дать себе прожить то, что когда-то запечатал внутри.
Тут же он кричит «За что» - демонстрация комплекса жертвы, чувства вины.
Далее: что символизирует для вас смена сезона? (символ «потепления сердец, расцвета).
10. Образ бога в фильме.
Бог (Элоиза) показывается в разных обличиях, с разными именами.
Я думаю, что такие нестандартные образы – очень классный ход режиссера. Как-будто хочет нам сказать, что люди не умеют мыслить образами, им нужны четкие картинки. Мы ведь всегда рисуем образ Бога в человеческом обличии. На эту тему очень много критики в адрес фильма.
Интересно, что Иисус – еврей, отрицающий, что он христианин.
Сараю – духовение, движение, творчество = дух божий.
Святая троица.
11. Что происходит в первые минуты попадания Мака в дом Бога?
Следующий этап психологического выхода – принятие Мака, любовь: «Ты ничего не должен здесь».
Тут же следующий этап, на кухне: лепить (тесто) = созидать, выговариваться, создавать.
«Во всем есть божественный умысел = когда ты видишь только свою боль, ты не замечаешь мня (Бога)».
«Боль – жить без любви».
Затем они напоминают ему о семье, расспрашивая о детях и жене. Открывают завесу того, что он не замечал. Тем самым демонстрируют, что он не один, дают почувствовать себя интересным, проявляют к Маку уважение, слушая его и без того все зная.
«Любовь не может жить в одиночестве» = ей надо делиться, не только получать, но и отдавать.
«Вот зачем ты здесь» – вернуть способность любить.
12. Образ сада в фильме?
Сад – наши мысли, установки, то, что мы садим и взращиваем в своем сознании. Сорняки, которые необходимо пропалывать – комплексы, чужие мнения, осуждения, стереотипы…
Что скажете о ядовитом корне растения?
Хорошо/плохо, добро/зло – когнитивный психологический подход.
Наводя порядок в саду – он наводит порядок в голове.
Когда невидной всей целой картинки – показывается фокус внимания (режиссёр это демонстрирует отдалением камеры, показывая вид сверху).
13. Следующий этап на пути психологического становления Мака – лодка. Что скажете?
Мака отправили на страх, на то самое озеро, где лодка перевернулась.
Черные воды – воспоминания, затапливающие сознание. Прошлое топит, почувствовать желание жить. Все внутри тебя, ты сам себя топишь.
Мак 2 раза уже пытался отказаться от жизни, но в стрессовой ситуации, в черной воде, инстинкт самосохранения берет верх.
По «Миру образов» - мутная вода, тонуть воде – отсутствие равновесия, неблагоприятная ситуация.
Встать на воду – развитие доверия.
Когда они идут по воде, Иисус обратил внимание, на рыбу, которую он давно не может поймать.
Что спросил у него Мак?
То есть, даже обладая невероятными способностями, Боги делают, создают что-то своими руками, это доставляет им удовольствие. В процессе созидания, творения появляется интерес к жизни. Человеку нужен процесс чего-то.
14. Встреча с «Мудростью».
«Не суди, да не судим будешь».
После урока Мудрости («Хочешь судить? Кого из своих детей ты отправишь в ад?»), встает под водопад, под чистую воду – как символ очищения.
15. Момент, где Мак бежит – так же способ выплеска эмоций, способствующий выходу из стресса. В частности мужчинам лучше всего способствуют такие практики как крикотерапия, бег и все что связано с телеской.
16. Диалог- извинение с Папой: «После всего, что я к тебе испытывал…» - троица привела Мака к пониманию безусловной любви.
17. Прощение отца, отпускание. После этого – сразу образ солнца (см. «Мир образов»).
18. Захоронение дочери: отпускание, оплакивание, закрытие гешьтальта, принятие ситуации.
В образе кого Бог в этом уроке? Символ маньяка «улыбочка вниз», то же выражение лица. Бог в образе убийцы? Он заставляет Мака «через нехочу» учиться прощать.
19. Авария. Что же произошло на самом деле? Был Мак в хижине?
Случилась бы проработка, если бы Мак был в сознании? (разум вероятнее всего бы помешал).
ИТОГ:
Перед каждым испытанием – образ гор, очень много образов солнца. Заметили? Даже по «Миру образов» профессора Менегетти, это говорит о разрешении ситуации.
Весь фильм говорит про неверение в бога Мака. Когда мы убеждены в чем-то жизнь подкидывает события, чтобы мы в этом убедились. Да, посмотри, ты прав: дочь умерла по тому, что бога нет. Ты хотел наказания? - получи. Ты еще раз в этом убедился. И так продолжается у каждого, пока жизнь конкретно не даст по башке. Этих испытаний может быть масса.
Наша психика выстраивает все, что б мы убедились, что мы правы, пока по голове не даст. Так работает комплекс, система выстроенная в сознании, глубокая обида.
На мой взгляд, смысл фильма о том, что путь освобождения от той или иной ноши, не всегда прост. Святая троица здесь, у меня вызывает ассоциацию с психотерапевтом. Если довериться, то все получится. НАС ОХРАНЯЮТ И ВЕДУТ.
Осознание проблемы – уже пол пути: «Я прощаю».
Боль, обида, вина… блокируют энергию человека.
Почему многие люди, во всех своих неприятностях винят бога или кого-то еще? Мы видим лишь часть, не можем взглянуть на все это со стороны. Мы не можем видеть не свою, не чужую жизнь от рождения до конца. Все мы так или иначе связаны друг с другом, зависим от друг друга.
ВАЖНО ПОНИМАТЬ ОТКУДА КОРНИ СЮЖЕТА:
Согласно рецензии к книге, автор (Пол Янг) изложил в ней свои собственные взгляды на бога историю своего внутреннего исцеления, которое пережил в зрелые годы.
Уильям Пол Янг родился в 1955 году в Канаде, но до шести лет вместе с родителями-миссионерами жил в Новой Гвинее среди племени Дани. Он и его отец часто сталкивались в спорах из-за вопросов веры. Янг-старший не мог справиться с желанием его сына задавать вопросы о своей вере и отвечал с применением насилия против него.
Кроме этого Янг несколько раз подвергался сексуальному насилию - сначала со стороны мужчин племени Дани, а затем в школе-интернате, где он учился. Несмотря на то, что все эти переживания оставили много ран в жизни Янга, в течение многих лет он держал свою боль в себе.
В 1994 году его жена Ким обнаружила, что у него любовная связь с одной из ее подруг. Позже, несмотря на то, что был воспитан в семье служителей и сам закончил библейскую школу, Янг оставил евангельскую веру. В 2004 году он опубликовал документ, в котором он отрёкся от евангельской веры и приветствовал христианский «универсализм» (учение о том, что все люди, если даже не покаются в своих грехах, будут, в конечном счете, примирены с Богом и будут существовать в состоянии спасения для вечности).
Янг рассказывает, что в книге он использует метафору “хижины”, чтобы объяснить, как он смог скрыть свою боль от людей.