Найти в Дзене
Буддизм, Сургут

Ум в момент смерти

Уже установив безначальность потока сознания, приводит доказательство продолжения этого потока сознания в будущем. И это доказывается по отношению к двум случаям:
1) для тех у кого есть цеплянье за Я (освобожденные);
2) для тех у кого нет цеплянья за Я (неосвобожденные) также устанавливается непрерывность потока ясности (их прямого йогического) сознания.
Вначале доказательство для неосвобожденных, состоящее из трех частей:
Приведение довода. В коренном тексте говорится, что непрекращаемость потока сознания установлена на основе того, что сознание всегда имеет все полностью причины для возникновения своего следующего момента, и у его потока нет никаких препятствующих факторов которые бы мешали его продолжению.
В виде силлогизма это выглядит следующим образом:
Субъект: Ум в момент смерти.
Тезис: Он обязательно породит следующий момент ума.
Довод: Потому что для этого есть все причины и нет ничего препятствующего.
Пример: При наличии всех причин из семени обязательно появится ро

Уже установив безначальность потока сознания, приводит доказательство продолжения этого потока сознания в будущем. И это доказывается по отношению к двум случаям:
1) для тех у кого есть цеплянье за Я (освобожденные);
2) для тех у кого нет цеплянья за Я (неосвобожденные) также устанавливается непрерывность потока ясности (их прямого йогического) сознания.
Вначале доказательство для неосвобожденных, состоящее из трех частей:
Приведение довода. В коренном тексте говорится, что непрекращаемость потока сознания установлена на основе того, что сознание всегда имеет все полностью причины для возникновения своего следующего момента, и у его потока нет никаких препятствующих факторов которые бы мешали его продолжению.
В виде силлогизма это выглядит следующим образом:
Субъект: Ум в момент смерти.
Тезис: Он обязательно породит следующий момент ума.
Довод: Потому что для этого есть все причины и нет ничего препятствующего.
Пример: При наличии всех причин из семени обязательно появится росток.
Это - довод по одинаковости природы.
Далее следует установление трех характеристик этого довода. Первая характеристика - это свойство субъекта и далее прямое и обратное охватывание.
В установлении свойства субъекта есть две части:
Собственно установление свойства субъекта, и при этом объясняется каждое из трех подчеркнутых в последнем коренном тексте слов:
“Полностью причины” - это наличие в уме неосвобожденного цеплянья за сущностность.
“Препятствующие факторы” - это безсущностность.
“Нет” - это отсутствие ее реализации.
Второй подпункт - это более подробное установление смысла свойства субъекта. В этом пункте объясняется каким образом функционирует самсара и каким образом можно остановить ее вращение, и в этом есть три пункта:

1) опровержение других традиций,
2) изложение собственной позиции,
3) опровержение контраргументов.
Опровержение других традиций. В коренном тексте выражается точка зрения небуддийских школ, которая гласит, что причиной скитания ума в самсаре являются действия (карма) и тело. Поэтому для того чтобы отбросить оба или хотя бы одно из них нужно практиковать аскетизм.
Имеется в виду, что тело и карма являются причинами для того, чтобы ум странствовал в самсаре. Чтобы пресечь череду новых рождений, нужно хотя бы одно из этих условий убрать. Если будет причина, но не будет хотя бы одного вспомогательного условия то результат не возникнет. Поэтому, практикуя аскетизм, нужно пытаться истощить или свое тело или свою карму. Так считают представители некоторых небуддийских традиций.
Сакья Пандита опровергая точку зрения таких школ, в последнем коренном тексте на стр.257 говорит, что у практики доведения до истощения (исчезновения) своих кармы и тела нет никакой способности, в ней нет никакой пользы и нет никакой необходимости. Поскольку всего этого нет, то заниматься именно таким образом своими телом и кармой не является истинным путем к освобождению от самсары.
Почему в такой аскетической практике нет никакой способности освободить от самсары? Потому что накопленная нами карма бесконечна и поэтому человеку не под силу истощить ее только лишь посредством аскетизма.
Почему же в ней нет пользы? Потому что если пытаться устранять только тело и карму, но не пытаться при этом избавиться от цеплянья за сущностность, то даже если первое нам бы и удалось, то все равно из их корня - неустраненного цеплянья за сущностность, в дальнейшем тело и карма возникли бы снова.
Почему же в такой практике нет необходимости? Потому что если мы отсечем действительный корень самсары - цеплянье за сущностность, то нам не надо будет уже после этого избавляться от тела и кармы, т.к. они тогда иссякнут автоматически.
Следующий пункт - изложение собственных взглядов Сакья Пандиты. И здесь опять два подпункта: 1) объяснение причин по которым происходит рождение в самсаре и 2) анализ противоядий необходимый для того, чтобы их нейтрализовать.
В первом снова есть два подразделения:
Общее объяснение причин ведущих к рождению в самсаре. В коренном тексте сверху на стр.258 Сакья Пандита говорит, что причиной рождения в самсаре является неведение, и из этого неведения возникают тревожащие эмоции и вся самсара.
Что же здесь имеется в виду? Имеется в виду, что на основе неведения у нас появляются два способа отношения к миру, мы относимся к чему-то как к себе, к чему-то как к другому. То, что с нами мы любим, а то, что против нас, мы не любим. По отношению к первому возникает привязанность, а по отношению ко второму гнев и на основе этих тревожащих эмоций мы совершаем различные действия, и таким образом крутится колесо самсары. В комментариях объясняется, что причиной самсары является цеплянье за Я. И если есть это цеплянье за Я, тогда появляется и другие виды цеплянья - цеплянье за мое (например, мои вещи, мое тело и т.д.). И тогда к тому, что находится в гармонии с Я, у нас возникает привязанность, а к тому, что находится в дисгармонии, у нас возникает гнев, и таким образом возникает целый букет тревожащих эмоций на основании которых мы и совершаем действия. И некоторым удается совершить действия называемые добродетельными, и тогда они попадают в три высшие сферы существования: миры богов, полубогов и людей. А некоторые совершают недобродетельные действия и попадают в низшие сферы существования: ады, миры голодных духов и миры животных. Некоторым же удается пребывая в медитативной концентрации накопить “недвижимую карму” которая ведет их в самые высшие области существования такие как Мир Форм и Мир Бесформенного.
Далее приведена цитата из Цема Намдрел в которой говорится, что если есть понятие о Я, тогда мы сразу познаем что такое другое, отличное от меня, и на основании этих двух частей, Я и другое возникает привязанность или гнев. Далее говорится, что в связи с этими эмоциями (привязанностью и отталкиванием) возникает все зло.

Раньше говорилось, что причина самсары - это цеплянье за сущностность, теперь говорится, что причина самсары - это неведение. Это одно и то же или нет?

Если следовать логике, то можно увидеть, что это одно и то же. Нет никакого неведения отдельного от цеплянья, и нет цеплянья отдельного от неведения, потому что само цеплянье за Я и является заблуждением, неведением. Неведение - это просто незнание. Цеплянье за я - это просто незнание истинной природы вещей. Поэтому нужно пресечь цеплянье за Я и тогда не будет больше причин для рождения в самсаре. Точно также как если зерно прокалить на огне, то оно больше не сможет дать росток.
Небуддисты говорили, что есть Атман, душа. И причина по которой она попала в самсару - это тело и карма. Если эти две вещи устранить, тогда душа вырвется на свободу и будет освобождена. С этой целью, чтобы пресечь тело и карму они совершают различные аскетические действия которые с точки зрения буддистов сами по себе являются бессмысленными. Они ходят омываться в реке Ганг, потом, чтобы пресечь свою недобродетельную речь они прокалывают себе в языке дырку и туда вешают замок. Или делают себе в теле дырки, туда заливают бензин и поджигают, также они заворачивают руку в тряпку, смачивают ее бензином, поднимают вверх и поджигают. Некоторые из них говорят, что грехи устранить вообще очень легко - надо только помыться в реке Ганг.

Но ведь буддисты тоже должны заботиться о своем теле и карме?

Конечно и буддистам следует думать и о теле и о карме, но они не думают о них как о субстанциональной, главной причине самсары. Небуддисты же думают что именно тело и карма являются главной причиной самсары. Буддисты признают, что какие-то операции с телом и кармой могут помочь для освобождения от самсары, но все же главной причиной самсары они считают неведение и цеплянье за Я, и именно на пресечение этого направляют свои усилия. Тело и карма являются лишь побочными результатами этого цеплянья за Я. И если цеплянье за Я будет пресечено, тогда о теле и карме не будет смысла заботится, они исчезнут автоматически.