Рассуждения о влиянии энтузиастов на игры и игровую индустрию.
Игровая индустрия сложна и многогранна. У нас есть большие проекты и крупные студии. У нас есть маленькие издатели и разработчики одиночки. У нас есть интересные вселенные и забагованные проекты. Но есть те, кто будучи во тьме, либо спасает наши любимые игры, вытаскивая их со дна, либо же просто помогает им раскрыться полностью. Я говорю, конечно же, о мододелах. Давайте посмотрим, как именно они влияют на игровую индустрию и как крупные игровые компании к ним относятся.
Фан и удобство
Самые банальные и в то же время самые распространенные работы мододелов чисто косметические и почти всегда посвящены фану (веселью). Когда какая-либо игра выходит и становится доступной, что первым делом мы получаем? Веселые моды. Энтузиасты заменяют модельки, перерисовывают анимации и все такое. Помню, как я увидел мод, заменяющий модельку мини-босса в Sekiro: Shadows Die Twice, на модельку огромного Шрека. Это безумно весело и круто. В целом, сам Шрек уже стал мемом. Его (как и СиДжея из GTA San Andreas) пихают везде, где только можно. Когда анонсировали порт Человека-Паука для ПК, сразу пошли мемы с ним. И подобных примеров тысячи, если не миллионы. Держись Нил Драккман, энтузиасты уже ждут TLOU 2 на ПК. Вообще, жаль конечно, что моды доступны по больше части только на ПК. Но даже так, подобные работы способствуют поддержанию интереса к самым разным проектам.
Помимо вышеописанного, мододелы так же порой помогают играм. Они могут перерисовать интерфейс, расширить функционал, исправить какие-то небольшие ошибки и так далее. Подобные вещи не только радуют глаз игрока, но и делают игру более удобной. Это касается даже мультиплеерных игр. Например, да простят меня боги, World of Tanks. Игра в целом поддерживает моды, и я несколько раз их себе устанавливал. Чаще всего, моды для танков просто чуть-чуть переделывают интерфейс и добавляют больше маркеров и информации в бою. Хотя есть и другие. Так же, к примеру, в Final Fantasy 14. Там тоже можно менять модельки питомцев, снаряжения и так далее. Такие изменения видны только вам и никак не влияют на геймплей, но делают саму игру приятнее и удобнее.
Вторая жизнь
Но кроме косметики, мододелы выполняют так же и более важную работу. Они помогают многим играм жить. Самым банальным, но в то же время самым верным примером здесь будет серия The Elder Scrolls (Древние свитки). Компания Bethesda не только целиком и полностью поддерживает мододелов, но и паразитирует на них. Работы энтузиастов всегда были и всегда будут тем, что делает игры этой серии (да и вообще все игры Bethesda) великими. От банальных изменений в интерфейсе до исправления многочисленных багов. От добавления новых механик до создания огромных сюжетных кампаний. Вот как влияют мододелы на игры этой серии. Если вы никогда раньше не играли в Морровинд (Третья часть Свитков) или Обливион (Четвертая часть Свитков), то без пары-тройки модов (как минимум визуальных) сейчас играть в столь старые игры попросту нет смысла. Если конечно вы не лютый хардкорщик и старовер.
Со Скайримом (Пятая часть Свитков) же все еще забавнее. После оригинальной игры, у пятых свитков было еще несколько переизданий. И главная суть каждого из них была в том, что разработчики попросту брали сборку лучших модов и таким образом обновляли игру. Для Скайрима фанатами была создана парочка сюжетных DLC, а на основе самой игры были созданы и другие игры. Например, проект The Forgotten City, выросший из мода для Скайрима. Так же сейчас продолжается разработка ремейка Обливиона от фанатов на движке Пятых Свитков.
Но не только Свитками едиными. Многие другие проекты так же оживают благодаря энтузиастам. Не так давно, например, для второй Готики вышла большая сюжетная кампания, созданная исключительно фанатами и для фанатов. И судя по отзывам, она получилась отличной. Очень многие старые игры (и не только старые) регулярно получают новый контент, созданный неофициально. И это здорово. Сюда же можно добавить и полное перебалансирование самих игр. Выше я уже вспоминал о Sekiro. Но есть мод, заменяющий всех противников на полноценных финальных боссов. Не знаю, кто будет в такое играть (хотя такие точно есть), но тех, кто это придумал можно только похвалить.
Сделать то, чего они не смоги
Но одно дело, когда фанаты создают то, чего разработчики не планировали. Когда они просто вдохновляются той или иной игрой и дополняют ее своим творчеством. И совсем другое дело, когда фанаты исправляют то, чего не смогли исправить разработчики. Есть великое множество примеров, когда один единственный энтузиаст, или небольшая группа, буквально чинили игру, в то время как официальные разработчики из патча в патч не могли этого сделать. Это касается и GTA Online, где фанат исправил код так, что игра стала намного более производительной. Или же можно вспомнить Cyberpunk 2077, где энтузиасты без особых проблем добавили в игру то, от чего отказались разработчики, так как не смогли или не успели это реализовать. В оригинальное издание первого Dark Souls на ПК так же невозможно было играть, пока не вышел фанатский фикс. И тут встает вопрос, почему несколько человек за короткое время легко делают то, чего большая компания сделать не в силах?
Отношение к мододелам
И ладно если разработчики, как вышеупомянутая Bethesda, ценят труд фанатов. Хорошо даже если официальные разработчики вовсе не замечают работ энтузиастов. Ну и они и есть. Однако бывает и так, что за свои труды, мододелам конкретно так прилетает. Чаще всего подобным балуется Nintendo. Если вы, поиграв в Марио или Зельду, захотите что-либо создать на их основе, то готовьтесь к бану в лучшем случае. А в худшем к судебному иску. Паранойя Нинтендо вообще заслуживает отдельного поста.
Но не только ушлые японцы подобным увлекаются. Время от времени появляются новости о том, что разработчики того или иного проекта требуют удалить моды к их играм из интернета (будто они не понимают, что это невозможно). Обычно это может означать, что компания хочет выпустить переиздание своих игр, поэтому и требует удалить к ним моды. И боже, лучше бы они как Тодд Говард, просто продавали бы нам сборки лучших модов, а не пытались что-то сделать сами. Может тогда, у нас не было бы GTA Trilogy The Definitive Edition…
Отношение к мододелам в игровой индустрии разнится весьма сильно. В том числе, даже в рамках одной компании. Например, те же Take-Two. Вернемся к вышеупомянутым примерам. Как я и говорил, один энтузиаст своим патчем увеличил производительность GTA Online. Как итог, его взяли на работу в Rockstar. В противовес к этому, люди, которые создали моды для оригинальной трилогии GTA 3, поплатились за свою работу даже спустя многие годы. И вот это уже максимально тупо. Особенно учитывая, что финальный результат такого ремастера в разы хуже фанатских сборок.
Заключение
Нужно понимать, что игровая индустрия не ограничивается только лишь разработчиками. Аудитория каждой игры является неотъемлемой ее частью. В отличие, например, от фильмов, каждая новая игра после своего релиза продолжает жить и развиваться. Либо благодаря самим разработчикам, либо благодаря фанатам. Сегодня я лишь немного прошелся по огромному вкладу, которые энтузиасты вносят в существование игровой индустрии. Вы наверняка вспомните еще немало подобных примеров. И оттого становится в тройне обидно, когда крупные компании, идущие на поводу у своей жадности и гордыни, отказываются ценить вклад энтузиастов.