Найти тему
Учительская

Анна ДЕМЕНЕВА: Наша задача – помочь детям прожить счастливую жизнь

Об отличиях и приоритетных направлениях развития пермского образования, новых уникальных проектах и свежих идеях «Учительской газете» рассказала начальник Департамента образования Перми Анна Анатольевна Деменева.

– Хорошее образование – что это такое для вас?

– Качественное образование – неотъемлемое право каждого человека, именно с него начинается осознанный выбор в жизни.

Это то, что позволяет человеку прожить более свободную и счастливую жизнь. Это то, как человек себя реализует, и не важно, чем он занимается – строит город или готовит вкусную еду. Важно, что человек с хорошим образованием выбирает свой путь осознанно и абсолютно качественно делает то, что ему нравится.

Наша задача – дать каждому ребенку этот ключик к своей лучшей жизни, где он мог бы себя реализовать полностью с успехом, счастьем, радостью и энтузиазмом.

– Пермское образование качественное?

– Наше образование всегда отличалось стремлением к нестандартным и структурным изменениям при реализации инновационных идей. Так, уже в 2007 году старшая школа в Перми от профильных классов перешла на персонализированное обучение. Думаю, по этому показателю мы одни из лидеров в стране. У нас 100% учащихся старшей школы учатся по индивидуальным учебным планам.

В городе появилось созвездие брендовых детских садов, которые выбрали для себя определенные компетенции и развивают их у детей. А также раньше всех появилась сеть уникальных школ, что позволило реализовать модель выбора краткосрочных проб и практик в школьных лабораториях и на реальном производстве. Это помогает ребятам в самоопределении и выборе будущей профессии. На сегодня сеть представлена 12 учреждениями, некоторые работают в этом статусе более 5 лет. «Инженерная школа», «Школа дизайна «Точка», «Фотоника», «Техно-Школа», «Петролеум+», «СинТез», «Мастерград» и другие представляют своеобразный образовательный лифт от школьной парты к будущему рабочему месту.

Пермский край традиционно входит в Топ-10 регионов с самым высоким качеством образования. Это очень убедительный результат.

Пермские школы узнаваемы на российском пространстве. Каждая со своими атмосферой и укладом. Они образуют ту многоликую и многогранную Пермь, которую невозможно назвать городом «реальных пацанов».

Эти результаты не случайны. Отрасль чувствует большую заботу о себе в городе. Мы видим, как строятся и ремонтируются школы и детские сады, как активно внедряются инновации… Пермскому образованию точно хватает внимания и поддержки от городской власти.

– Анна Анатольевна, что нового сегодня происходит в отрасли?

– В прошлом году городской Департамент образования запустил уникальный проект «Детство равных возможностей», призванный обеспечить равенство для каждого ребенка в получении качественного дошкольного и школьного образования независимо от социального положения семьи и района проживания. На базе школ и детских садов Перми создано единое сетевое образовательное пространство, в котором стандарты и программы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Цель – создание равных возможностей для детей и индивидуальный подход к каждому ребенку. Благодаря проекту каждая школа реализует несколько образовательных программ, родители и дети могут выбрать образовательную программу, наиболее подходящую и интересную для ребенка.

Хочу также отметить еще один наш проект – создание кластеров на уровне старшей школы. Он решает проблему доступности качественного образования для школьников старших классов. Как показывает практика, только часть образовательных учреждений могут предоставить качественное преподавание всех предметов учебного плана школы на углубленном уровне. Большинство школ, особенно тех, которые находятся в отдаленных микрорайонах, не имеют соответствующих ресурсов.

Мы организовали сетевое взаимодействие школ, находящихся в шаговой доступности друг от друга. Так формируется сетевая образовательная программа.

Старшеклассники имеют возможность выбора предметов на углубленном уровне не только в своей школе, но и в школах-партнерах.

В 2021‑2022 учебном году начали работу 4 кластера в разных районах города. Проект охватывает 12 школ, около 200 учащихся, 16 сетевых педагогов по 9 различным предметам – от физики, литературы, химии до математики, географии и английского языка.

Считаю очень важными проекты по созданию новой коммуникативной культуры детей «Доброжелательный детский сад» и «Доброжелательная школа». Комфортная и дружелюбная среда – это то, что образованию сегодня очень нужно.

– Большое обсуждение вызвал пермский проект «Карьерный рост педагога».

– Да, наряду с традиционным направлением карьерного роста педагога: учитель – завуч – директор – мы предложили вторую линейку профессионального роста: учитель – преподаватель программ профильного (углубленного) уровня – сетевой педагог.

Главным ресурсом этого проекта является новая организация работы городских методических объединений учителей и появление нового статуса «сетевой педагог».

Это далеко не все проекты, над которыми мы работаем. Но все они направлены на большую доступность качественного образования, на создание единого образовательного пространства, в центре которого находится ребенок.

Те, кто сегодня учится в школе и детском саду, завтра придут в мир нового уклада. Им нужно обладать определенным набором фундаментальных знаний и навыков, чтобы быть успешными. К празднованию 300‑летнего юбилея Перми перед нами стоит глобальная цель – создать систему просвещения, которая воспитает пермяка и россиянина. Обеспечить равные возможности для качественного образования и помочь детям прожить счастливую жизнь – наша прямая задача.

Алена ЮРЧЕНКО

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».