Начнём сначала. Культура отмены, или канцелинг – процесс, когда из информационного пространства «выкидывают» или «стирают», человека или группу людей из-за нарушений этических и моральных норм. Под шквал неодобрительных комментариев со стороны общественности попадают знаменитости, чьи действия в несколько раз чаще транслируются в социальных сетях.
Термин и сама культура возникли в США и Европе, а уже затем появились в странах Азии и России. Так, социальный психолог Джонатан Хайдт заметил, что культура отмены как феномен возникла в американских университетах и городках, когда в них из-за нетерпимости и табуированности к расистским, сексистским или трансфобным высказываниям появился «культ безопасности». Негативно говоришь о расовой принадлежности человека? Будь готов к тому, что думающее сообщество скажет тебе «прощай».
В настоящее время культура отмены популярна в социальных сетях и интернет-пространстве как никогда. Если известная личность сделает или скажет что-то, что идёт вразрез с убеждениями аудитории, то последствия могут быть плачевными. Пользователей даже не смущает, когда персона сделала заявление или проступок, будто сейчас или несколько лет назад: реакция последует. Помним же, что интернет всё помнит?
Существуют три пути, чтобы «отменить» личность:
- На уровне социальных сетей: аккаунт блогера могут заблокировать, если подписчики того потребуют.
- На уровне медиа: человеку сократят присутствие в медиасреде, например, разорвут рекламные контракты или партнёрство.
- На уровне культуры: присутствие человека полностью убирается из исторических источников, фильмов, книг. Это самый глубокий уровень «отмены».
Один из ярких примеров того, как работает культура отмены, – это, пожалуй, история Джонни Деппа, которая совсем недавно наконец-то подошла к концу. Бывшая жена актёра обвинила его в домашнем насилии, и после этого Джонни практически потерял работу. Общественность очень быстро «отменила» актёра, многие режиссёры отказались с ним работать, а бренды разорвали рекламное сотрудничество.
На самом деле это очень двоякий феномен, потому что кого-то она может не задеть, а кто-то сильно пострадает. Да и аудитория очень часто любит делать поспешные выводы, не разобравшись в ситуации, что может сказаться на репутации и даже жизни публичного человека.