Найти тему
Записки репетитора

Два типа лидеров в школе

Я на днях задумалась о том, как все-таки аккуратно и ювелирно надо работать учителям.

***

Итак, была в классе моей дочери девочка. Очень активная девочка. Настолько активная, что она все время вмешивалась во все, что можно. Назовем ее Сашей. Меня один раз очень насмешило, когда дочь сообщила:

- Мне Саша сказала, что ты запретила мне дружить с Антоном. С чего она взяла? А ты ей сказала. И велела передать мне.

Сами подумайте, с какой стати? Не проще мне было это лично дочери сказать, если на то пошло? ))))

Но это было в начальной школе, это они еще дети были.

Саша просто по характеру была очень напористая, всячески продвигала исключительно свое мнение, которое считала всегда верным. Но зато:

- участвовала во всех мероприятиях;

- если нужно было, оставалась после уроков;

- бралась за организацию всего-всего.

И, конечно, новая классная сразу же выдвинула ее на лидирующие позиции. Это я тоже понять могу, ей нужна была какая-то опора среди учеников. Поэтому получалось обычно так.

- Делаем танец на Новый год. Нет, только такой, мы с Сашей уже выбрали. Нет, другой не пойдет.

- Нет, все слушаем Сашу. Как она скажет, там все и будете делать.

Кстати, как раз в этот период Бездна (дочь моя) вошла с этой девочкой в небольшой конфликт, отказавшись сдавать деньги на подарки мальчикам (подробности здесь).

В итоге все активности выливались примерно вот во что. Саша решает. Причем остальные предложения вроде и выслушивает, но затыкает громким криком. Большинству Сашины предложения не нравятся. Разумеется, они начинают всячески уклоняться: убегать с репетиций, не оставаться после уроков и т.д. Саша с приспешниками с упоением пытается их ловить, жалуется классной, та проводит беседы и всех ругает. То есть бедный лидер активно тешит свое эго и думает что-то вроде:

- Я все на себе тащу, а им ничего не надо.

Как вы понимаете, дети росли. И ближе к старшим классам перестали играть в эти догонялки, а стали эту Сашу открытым текстом посылать. Она не выдержала и ушла из школы.

***

И вот тут как-то незаметно выдвинулась Даша. И как-то очень аккуратно начала все организовывать. Причем, в отличие от Саши, она старалась учитывать мнение всех. И это ей легко удавалось, потому что она все время была вместе с классом, а не на позиции лидера, которого поддерживает учитель. Учитель, кстати, и не поддерживала. Помните, я писала, как она им запретила свое видео по Пушкину снимать?

Зато девочка Даша очень успешно:

- организовала выпускной альбом (правда, родителям не понравилось, но это детали);

- организовала дом на выпускной, как все и хотели;

- организовала еще ряд текущих мероприятий, в том числе и номера на последний звонок.

И, главное, никто особо участвовать и не отказывался. Потому что учитывалось мнение всех.

Думаю, она бы и раньше выдвинулась, но там Саша была. С всесторонней поддержкой учителя и одним правильным мнением – своим.

***

А вот теперь смотрите. А если бы учитель изначально повела себя по-другому? И разглядела потенциал Даши, а Сашу немножко бы попридержала? А если бы она изначально попыталась выяснить, почему большинство класса отказывается участвовать в мероприятиях?

Ведь тогда бы не только с этими мероприятиями легче было бы, но и девочка-активистка бы немного изменилась? И тоже поняла, что если хочешь лидировать – надо спрашивать мнение других? И, возможно, не ушла бы из класса?

Вот я одного не пойму: почему, вместо того, чтобы сразу применять какие-то санкции, ругать учеников, звонить родителям, просто не спросить: «А что не так? Что вас не устраивает?»

Условно говоря, если бы ту же Бездну спросили, почему она не хочет сдавать деньги – вопрос бы разрешился за пять минут, разве нет?

Наверное, это и называется искать подход.

Как вы думаете?

Но я планирую об этом поговорить в следующий раз. И еще сегодня будет небольшой пост на эту же тему: я с некоторым ужасом замечаю черты описанной мной девочки-активистки у моей ученицы.

И еще размышления:

Можно ли наделять властью детей

А пока читайте, а также пишите, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

Вот о чем я писала 26 июля в прошлом году:

Турция. Меня удивило количество русских, которые там живут

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.