Найти тему
Учитель из Гарварда

Изменились должности - испортились отношения. "Доживем до понедельника".

Сегодня не очередная ода "вечерке", а история о том, как прекрасный учитель, интереснейший человек, может стать "никаким" руководителем.

Учитель русского и литературы у нас был, как герой Тихонова из фильма "Доживем до понедельника" - Илья Семенович, так и буду его здесь называть.

Как я любила с ним о книгах разговаривать! Утро начиналось в учительской с кофе.

-Что вчера на сон грядущий читали, Наталья Сергеевна?
- Цвейга "Женщина и природа".
- Оооо! «Скорее бы дождь!», «Какое блаженство ощущать эту чистую стихию!».

Он по памяти выдавал несколько цитат из книги и мы обменивались мыслями, чувствами, в последние минуты до звонка.

Я бывала на его уроках - эстетическое удовольствие получаешь, не меньше.

Еще Илья Семенович замечательно играл на гитаре, пел. Вел кружок ударных инструментов, там классные вещи выдавал на барабанной установке, мой сын услышал - "Я тоже так хочу!!!". Вот она - мотивация через личный пример.

Были в нем и, положенные интеллигенту, метания-терзания от осознания чего-то несвершившегося. Сидел порой, как Мельников в фильме, и думал, наверно: "Сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох".

Позади, конечно, я)))
Позади, конечно, я)))

Я была такая же худенькая, коротко стриженная "англичанка"))

И, конечно, как и Наталья Сергеевна в фильме, немного влюблена в главного героя))

"Человеку необходимо состояние влюблённости. В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда. Всю дорогу. Иначе неинтересно жить" (Генка Шестопал).

Была у нас и Светлана Михайловна - консервативная, выполняющая свою работу на 100%, но считающая недопустимым отходить от шаблона. Ей Илья Семенович небезразличен, это явно. Однако, они слишком разные для взаимопонимания. Душевные терзания тонко организованного человека Светлана Михайловна не понимает:

"Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм!".
-"И зря играете одинокого пешехода.  - Странника".
-"И зря играете одинокого пешехода. - Странника".

Он ее всерьез не воспринимает, но старается соблюдать приличия, демонстрирует уважительное к коллеге отношение:

- Завтра двадцать лет как Светлана Михайловна работает в школе...
-Ну соберем по трешке, купим ей... крокодила...

Про крокодила, конечно, не Мельников говорит, он такого бы себе не позволил. И, тем не менее, его истинное отношение к Светлане Михайловне порой проявляется:

- Никто не обязан помнить всех второстепенных авторов.
- А его уже перевели.
- Куда?
- Перевели в первостепенные. Вы не слышали?

Тонкая ирония, вроде бы ничего такого и не сказал, а все ясно.

Ну и ученики его, бесспорно, уважали, было за что.

Думаю, этого достаточно, чтобы у вас сложился образ. Симпатичен ли он вам? Мне - очень.

Уходит на пенсию прежний директор, нас с Ильей Семеновичем приглашает начальство на беседу почему-то вдвоем. Предлагают (и просят, и навязывают, все применили) составить из нас рабочий тандем: он- директор, я -завуч. Мы оба возражаем. Илья Семенович, говорит, что с административной работой не знаком и не его это совершенно. Он вовсе не такой хозяйственник, как Николай Борисович в фильме.

Вот тот - настоящий директор: конкретный, несентиментальный.

"Я не историк, я завхоз. Вот достану новое оборудование - радуюсь. Выбью кондиционер и горжусь."

Но никакие доводы на начальников не действуют и Илья Семенович под прессом соглашается.

Со мной был еще отдельный разговор. Просили помочь новому директору на первых порах. У меня был опыт работы завучем, методистом, директора замещала в отпуске. Меня тоже "додавили".

С этого момента наши прекрасные отношения стали неумолимо портиться. Мне приходилось везти почти все. Мельников вел свои уроки, я занималась документацией. Он бегал из школы в Управление с папкой того, что я ему туда положила и часто не мог объяснить в кабинетах что это и зачем, терял бумаги, путал кабинеты и т.д. Даже уборщицами и сторожами занималась я. К Новому году устала и поговорила с ним, мол, снимите с меня часть ВАШИХ обязанностей. Илья Семенович извинялся и обещал. Ничего не менялось. И не потому что он какой-то гад, а просто это действительно было "не его".

У нас начались откровенные ссоры, инициатором которых выступала эмоциональная я. Мне становилось потом стыдно за свою несдержанность и очень жаль тех особенных тонких отношений, что были между нами прежде.

Коллега, которую я описала на страничках Дзена как волшебницу Виллину, несколько раз советовала мне уходить в другую школу, потому что "так НЕВОЗМОЖНО, но ничего не изменится".

Я написала заявление об уходе. Вызвали нас наверх снова вдвоем. Сказали, что одна из школ остается без директора и предложили решить полюбовно, кто из нас туда пойдет, а кто здесь останется. Я прямо обозначила свою позицию: "Эта школа для меня родная, столько уже сделано, вижу в себе силы и понимание, что делать дальше - вывезу".

Он говорил "Мне туда далеко и неудобно". И мне было "далеко и неудобно", да и желания никакого не возникало "вывозить" другую школу.

В итоге он остался, я вернулась учителем и завучем в свою первую школу.

Через два года "вечерку" закрыли. Теперь Илья Семенович преподает в педколледже. Он на своем месте - учит молодую смену и это прекрасно.

Хорошо, когда человек занимается тем, что умеет. Чтобы не получалось, как в диалоге из того же фильма:

- Мы совершенно не занимаемся нашим прямым делом!
- Каким?!
- Воспитанием, Светлана Михайловна.

Благодарю за "лайки", радуюсь новым подписчикам, с интересом читаю комментарии!