В структуре населения Российской империи на начало 19 века по данным учебника истории за 9 класс преобладали крестьяне. Стоит ли удивляться, что частотность упоминания о крестьянском труде и быте в пословицах и поговорках достаточно высока? Именно поэтому вынесла эту подборку в отдельную статью, как не взаимосвязанную с другими. Между тем, следуя оценкам современного соотношения между городским и сельским населением России, не вдаваясь в род занятий, в методической деятельности применять данную подборку, невзирая на тему, лучше вкупе с другими, соотнося их с общей задачей мероприятия.
- Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот,кто по ней за сохой ходит.
- Урожай не от божьей милости, а от дружной работы.
- Урожай бывает не столько от росы, сколько от пота.
- В срок не заборонишь- урожай уронишь.
- День прозевал-урожай потерял.
- Много на уме, да мало на гумне.
- Пересев хуже недосева.
- Невспаханный пласт урожая не даст.
- Что ушло в солому, назад на ток не вернётся.
- Кто земле даёт, тому земля втройне отдаёт.
- Глубже пахать- больше хлеба видать.
- На навозе и оглобля родит.
- Посеяно - с лукошко, так и выросло немножко.
- Ранний пар родит пшеничку, а поздний-метличку.
- Рожь кормит сплошь, а пшеница по выбору.
- Вспашешь в срок, посеешь в срок- будет урожай высок.
- Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
- Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.
- Нет ни вороху, ни пороху.
- Лежачий хлеб не кормит.
- В землю не положишь- и с земли не возьмёшь.
- Кто землю лелеет, того земля жалеет.
- Не к урожаю идут, а урожай ведут.
- Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
- Пахарю земля- мать, а лентяю - мачеха.
- Коню-овёс, а земле-навоз.
- Пашню пашут, руками не машут.
- Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
- Иглой да бороной деревня стоит.
- Хоть голодать, а добрым семенем засевать.
- Ягнёнка хвалят весной, а курицу-осенью.
- Просо реденько, так и кашица жиденька.
- Не та земля дорога, где медведь живёт, а та, где курица скребёт.
Кстати, а как часто, по вашему мнению, современные дети в быту слышат расхожие выражения и другие крупицы устного народного творчества?