Сегодня у московского школьника есть огромный выбор возможностей предпрофессиональной подготовки. С 2016 года школа №1298 «Профиль Куркино» в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Инженерный класс в московской школе» готовит для города будущих архитекторов.
Школа №1298 «Профиль Куркино» реализует все востребованные москвичами профили обучения: технологический, естественно-научный, социально-экономический, гуманитарный, универсальный.
Сегодня хотелось бы рассказать о нашей «Архитектурной вертикали».
Начинали мы реализацию архитектурного направления в рамках проекта «Инженерный класс в московской школе», сейчас это отдельная «Архитектурная вертикаль».
Профессия архитектора очень разнопланова. В область знания такого специалиста входит очень большой круг знаний, умений и навыков. Это творческая профессия, но в то же время она требует глубоких инженерных знаний. Архитектор должен обладать тонким эстетическим и художественным вкусом. Для ученика, который выбрал данный профиль, важно обладать развитым пространственным мышлением, владеть цветовой и графической грамотностью. В то же время обучающийся должен усвоить на высоком уровне профильные предметы инженерного цикла – математику, физику, информатику. Конкуренция при поступлении в вузы этого профиля очень высока. Профессия архитектора всегда была очень престижна, и сейчас этот профиль привлекает молодых людей при выборе будущей профессии. Поэтому подготовка школьников должна быть комплексной. Знания, умения и навыки будущего студента-архитектора должны формироваться целой командой преподавателей – педагогов-предметников и педагогов-архитекторов. Так же очень важна осознанность выбора, сделанного ребенком, молодой человек, который прошел такую сложную подготовку, будет готов к трудностям и осознавать специфику обучения в высшей школе, не бросит обучение на первых курсах.
Занятия по спецпредметам – макетированию, технологии, рисунку, черчению, истории искусств – в профильных архитектурных классах ведут преподаватели, которые имеют высшее архитектурное или дизайнерское, а также дополнительно педагогическое образование. Программы по специализированным предметам, таким как графика, макетирование, архитектурная композиция, история искусств и др., преподаются в урочные и внеурочные часы. Педагогами разработаны рабочие программы для учеников архитектурных классов. В рамках проектной деятельности ребята знакомятся со спецификой архитектурного проектирования, выполняют свои мини-проекты, с которыми участвуют на конкурсах. В рамках курса «Индивидуальный проект» 5‑6 часов отводится на изучение теории, ознакомление с составом архитектурного проекта, его стадиями, методиками архитектурного проектирования, остальные часы выделяются на практическую деятельность, эскизирование, поиск идей и вариантов их оформления. Готовый материал оформляется в виде презентации или планшета и макета. Для отслеживания процесса обучения, его динамики и качества в конце каждого триместра проводятся выставки – просмотры работ, где педагогами оцениваются работы и выставляются оценки по предметам. Ребята оформляют свои планшеты по пройденным темам и выставляют в общем зале. На такие мероприятия приглашаются родители, учителя и классные руководители. На просмотрах ученики не только демонстрируют итоги выполненной ими работы, но и защищают свои проекты, рассказывают о техниках и материалах, с помощью которых выполняли задания. На просмотрах отбираются лучшие работы для участия в профессиональных конкурсах и фестивалях.
За такой длительный период предпрофильной подготовки у детей накапливается большое число творческих работ, из которых формируется портфолио.
В рамках программы «Образовательный туризм» ученики активно посещают музеи, выставки, творческие фестивали, что дает возможность детям развивать кругозор, формирует вкус, приобщает к культуре и искусству, что является неотъемлемой частью жизни любого творческого человека.
Ученики архитектурных классов посещают «Университетские субботы», а также занятия в рамках профильного университетского компонента в НИУ МГСУ на кафедре архитектуры и градостроительства по дисциплинам «Академический рисунок» и «Архитектурная графика».
Совместно с вузом проводятся культурные мероприятия, конкурсы, выставки работ ребят из лучших российских и зарубежных архитектурных дизайн-школ и студий, преподаватели МГСУ становятся членами жюри конкурса.
Семилетний опыт реализации профильного и предпрофильного инженерно-архитектурного образования на базе школы №1298 «Профиль Куркино» показал свои положительные результаты: позитивные отзывы учеников и родителей, многочисленные победы и достижения в профильных конкурсах, фестивалях, турнирах, олимпиадах свидетельствуют о перспективности развития данного направления. Количество учеников, желающих обучаться по данному направлению, выросло в несколько раз, после первого года реализации программ наряду с архитектурными классами открыты классы дизайна. С 2022‑2023 учебного года в школе будет реализовываться полная архитектурная вертикаль с 5‑го по 11‑й класс.
Надежда БАРЫШЕВА, заместитель директора школы №1298 «Профиль Куркино»
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».