Долго я думала, на каком канале разместить этот пост - на этом или на канале о кино. Решила все-таки здесь, потому что пост будет в принципе об истории волжского пароходства. Кстати, вот пост о ширине Волги.
А еще неправдоподобны главные герои фильма. Нет, я не о людях. Я о пароходах - "Ласточке" и "Святой Ольге".
Во времена, когда происходит действие пьесы "Бесприданница" (напомню, это год перед Всемирной выставкой в Париже, на которую огромной делегацией прибыли российские предприниматели - выставка состоялась в 1878 году, значит, описываемые в пьесе события начинаются в 1876), двухпалубных "круизников" на Волге еще и в помине не было. Кто смотрел фильм "Бесприданница" 1936 года, тот помнит, как "Ласточка" выглядела там- вот там она выглядит аутентично. Это однопалубное почтово-пассажирское судно. Именно на верхней (нежилой) палубе такого парохода в старом фильме актер Счастливцев-Робинзон и его приятель негоциант Непутевый "представляли диких", напугав пассажиров и разозлив капитана, который высадил их на необитаемый остров посреди Волги.
А что касается пароходов, снявшихся у Рязанова, они (называемые на жаргоне судостроителями "две княжны") были спущены на воду в 1914 году, то есть много лет спустя после того, как состоялось действие пьесы Островского.
Конечно, жалко, что "Мосфильм" не смог выкупить пароход "Спартак". На мой взгляд это тот случай, когда лучше стать музеем, как задумывали кинематографисты, чем пойти ко дну.
И еще один любопытный момент. В "Жестоком романсе" Паратов говорит, что его "Ласточка" шибче всех по Волге бегает. А в самой пьесе сказано конкретно - шибче "Самолета". Так называлось самое популярное на Волге пассажирское пароходство. По иронии судьбы, "две княжны" были созданы именно пароходством "Самолет".