Найти в Дзене

Самая мощная не ядерная бомба СССР: ФАБ-9000-М54 «Cлoн»

Оглавление
Фугасная авиабомба калибра 9000 кг модели 1954 г. ФАБ-9000 М-54 предназначаемся для поражения военно-промышленных сооружений и фабрично-заводских зданий при бомбометании с высот до 16000 м при скорости полета до 1200 км/час (авиабомба испытана до высоты 12500 м при скорости полета самолета 910 км/час). ФАБ-9000 М-54 снаряжается тротилом. Её носителями были бомбардировщики Ту-95, ТУ-16,ТУ-22, 3М и М4.
Фугасная авиабомба калибра 9000 кг модели 1954 г. ФАБ-9000 М-54 предназначаемся для поражения военно-промышленных сооружений и фабрично-заводских зданий при бомбометании с высот до 16000 м при скорости полета до 1200 км/час (авиабомба испытана до высоты 12500 м при скорости полета самолета 910 км/час). ФАБ-9000 М-54 снаряжается тротилом. Её носителями были бомбардировщики Ту-95, ТУ-16,ТУ-22, 3М и М4.

История

Фугасные бомбы больших калибров принятые на вооружение в конце 1940- начале 50-х гг, предназначались в основном для действия по крупным морским и сухопутным целям. Наиболее крупнокалиберной оказалась ФАБ-9000м54: её вес составил около 9 тонн и снаряжена она 4297кг тротила.

Предназначался данный снаряд для поражения промышленных сооружений и фабрично-заводских зданий, судов на стоянках.

Её носителями были бомбардировщики Ту-95, ТУ-16,ТУ-22, 3М и М4. Из имеющихся в строю только Ту-95МС и Ту-160 они теоретически могут нести такие авиабомбы, а практически нет.

Ту-95МС
Ту-95МС

Ту-160 белый лебедь
Ту-160 белый лебедь

Ту-95МС по своей инструкции называется платформой и может применять только крылатые ракеты подвешенные на внутренней подвеске. Для других целей он не предназначен. Ту-160 может нести на себе все виды авиабомб, но это стратегический бомбардировщик. Таким образом Ту-95 и Ту-160 приспособлены под ракеты, и сейчас носителей этой авиабомбы в строю не осталось.

Применяется при бомбометании с высот до 16000 м при скорости полета до 1200 км/час (авиабомба испытана до высоты 12500 м при скорости полета самолета 910 км/час).

Недолгое применение на войне в Афганистане

Тяжёлые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так только за 3 месяца 1988г бомбардировщики ТУ-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000 М54. Эффективность высотных бомбардировок оказалась невысокой. Бомбы калибра 9000 кг вообще не соответствовали задачам борьбы с живой силой. Даже при бомбардировке "вражеских кишлаков", целиком сметавшей дома и дувалы, реальный эффект был невелик. Мощь внушительно выглядящих бомб расходовалась впустую: радиус летального поражения ударной волной ФАБ-9000 оставался в пределах 57 м.

Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал в 225м вокруг - результат, уступавший серии бомб "фронтового калибра", прицельно сброшенных со штурмовика. При скорости сброса 1200 км/ч она углубляется в грунт на 12м.

После Афганистана

Кроме Советского Союза ФАБ-9000 в 1980-х годах применяли ВВС Саддама Хусейна во время ирано-иракской войны. Средством доставки служил самолёт Ту-22. Учитывая, что Ирак своих военных целей не достиг, говорить об эффективности сверхтяжёлого боеприпаса также не приходится.

Есть предположение, что пару раз ФАБ-9000 сбрасывали и в Чечне. О дальнейшем применении бомбы информации нет, однако ещё в 2006 году она упоминалась в числе выпускаемой продукции ГНПП «Базальт».

В настоящее время ФАБ-9000М-54 можно увидеть в экспозиции музея боевых самолётов на рязанском аэродроме Дягилево.

Если данная статья была вам интересна - поддержите её подпиской на канал Bellum: Теория и практика и пальцем вверх.