Найти в Дзене
Золотая Бабка

В июле все куда-то поступают

В июле все к чему-то готовятся, все куда-то поступают. И в этой гонке самоопределения чувствуешь себя немного не у дел, ибо давно уже определён и самодостаточен. Но ведь когда-то и мы выбирали, волновались, готовились, ждали. Иногда кажется, что это суетливое предстуденчество было одним из лучших моментов нашей юности.  Отчётливо помню, что в десятом классе, размышляя о том, куда податься дальше, перебирала разные варианты по всей стране. Естественно, была думка и в театральный (ну, да, было, было), но "актёров у нас много, обойдутся без меня" (вот прям так и подумала). Тогда же мысли окончательно повернули в сторону учительства, да так по этой колее и двинулись. Пермь? Здесь всё предсказуемо. Питер? Слишком амбициозно. "А я поеду в Свердловск поступать, чтоб от родителей подальше" (из разговора с одноклассницами перед экзаменом по химии). Свердловск? Это город? А где это? (вообще-то по географии у меня четвёрка твёрдая, но вот тут отрыв теории от практики как раз и случился). "Где-то
В июле все к чему-то готовятся, все куда-то поступают. И в этой гонке самоопределения чувствуешь себя немного не у дел, ибо давно уже определён и самодостаточен. Но ведь когда-то и мы выбирали, волновались, готовились, ждали. Иногда кажется, что это суетливое предстуденчество было одним из лучших моментов нашей юности. 

Отчётливо помню, что в десятом классе, размышляя о том, куда податься дальше, перебирала разные варианты по всей стране. Естественно, была думка и в театральный (ну, да, было, было), но "актёров у нас много, обойдутся без меня" (вот прям так и подумала). Тогда же мысли окончательно повернули в сторону учительства, да так по этой колее и двинулись.

К сожалению, не знаю автора этой картины, нашла в интернете. Очень уж она напомнила, какими мы были в жаркую пору экзаменов в десятом классе.
К сожалению, не знаю автора этой картины, нашла в интернете. Очень уж она напомнила, какими мы были в жаркую пору экзаменов в десятом классе.

Пермь? Здесь всё предсказуемо. Питер? Слишком амбициозно. "А я поеду в Свердловск поступать, чтоб от родителей подальше" (из разговора с одноклассницами перед экзаменом по химии). Свердловск? Это город? А где это? (вообще-то по географии у меня четвёрка твёрдая, но вот тут отрыв теории от практики как раз и случился). "Где-то недалеко от нас, вроде ночь на поезде всего" (и, похоже, проблемки с географией не только у меня). 

Итак, Свердловск, значит... Неожиданно, в меру амбициозно и абсолютно нестандартно. Сейчас, - да, - поступать из Перми в Екатеринбург - это круто. А тридцать лет назад - "шило на мыло": два промышленных города, население одинаковое, вузы, театры - всё зеркально. Разве что Свердловская киностудия... Меня препод в экзаменационной комиссии по литературе так и спросил: "А чего к нам-то? У вас ведь и свой университет имеется." "Пятёрку", однако, поставил. 

В общем идея со Свердловском мне понравилась, - прямо там, у окна в школьном коридоре перед кабинетом химии. Самое удивительное в этой истории, что родители не возразили. Должны были, но почему-то промолчали. Странно. Я ведь была домашним ребёнком, самостоятельным только в пределах освоенных с детства территории. А тут про город-то только вчера узнала... И тем не менее родители помогли собрать чемодан, дали денег и посадили в поезд Пермь-Свердловск. 

Не помню, сколько точно рублей было в кармане, но я сразу распределила их на кучки по дням, чтоб на неделю прожить хватило плюс обратно вернуться. Я ж на общагу рассчитывала: думала - документы подам, заселюсь и спокойно три экзамена "отстреляю". Документы приняли, общагу не дали - мест нет. 

Примерно таким я увидела Ургу впервые: лето, тепло, цветы. В него невозможно было не влюбиться. Фото из интернета.
Примерно таким я увидела Ургу впервые: лето, тепло, цветы. В него невозможно было не влюбиться. Фото из интернета.

Первую ночь промытарилась на вокзале, - не вариант. В Свердловске, как назло, ну, совсем никого, прямо никогошеньки. Если учесть, что ни сотовых, ни интернета в 1987 в помине не было, даже стационара дома не было, - дело выходило... скучное. 

И тут я про адресок вспомнила, который мне соседка наша по этажу - Тамара Ивановна - перед отъездом буквально в руки сунула ("На всякий случай. Кто его знает, как повернётся, - город-то чужой. А тут человек хороший, обратишься - поможет"). 

Даже сейчас глаза закрою и вижу: огромный кабинет в старинном здании, вглубине массивный стол, а за столом она - Аделаида Ивановна. Очень я боялась идти за помощью к женщине с таким... торжественным именем. Аделаида Ивановна оказалась красивой блондинкой средних лет, с высокой затейливо убранной причёской, в строгом элегантном костюме - было от чего потерять дар речи. 

Но какой же милейшей и добрейшей феей стала эта строгая начальница, выслушав мои заикания! Думаю, даже если б не произнесла тогда пароль "Тамара Ивановна", Аделаида Ивановна всё равно бы помогла. Она отправила меня в пустующую общагу какого-то училища, где я благополучно прожила свою абитуриентскую неделю. 

А это уже Пермь. В этом корпусе универа в моё время обитали филологии. Фото из интернета.
А это уже Пермь. В этом корпусе универа в моё время обитали филологии. Фото из интернета.

На филфак в УРГУ я-таки поступила. И это была моя первая взрослая победа! В то время нам, выпускникам школ, давалась на всё про всё одна попытка: один ВУЗ, один факультет, три экзамена и томительное ожидание результатов длиной в месяц. Поэтому, конечно, получить письмо со штампом заветного учебного заведения было настоящим звёздным часом. "Поздравляем, Вы зачислены..."