Продолжаем тему предыдущей статьи про передачу импульсов и прочей хренотени. Если пойдете тренироваться в секцию каратэ или у-шу, вас начнут грузить всякими техническими нюансами, рассказывать, что правильно, что неправильно, как работать телом. Даже в секции бокса вас тут же окучат ударом, который начинается с ноги.
Мне в этом плане повезло-не повезло. Я боксом не занимался с самого начала, и потому руки не получили закрепощения. Тем более, что нам сразу говорили о том, что спортивным боксом категорически заниматься запрещено, иначе руки работать не будут. Не спортивным – пожалуйста. Хотя в чем-то я жалею.
Тем не менее, я к боксу пришел позже. И тоже с нетрадиционной ориентацией. Боксу меня учил чел, который боксировать не умел. Когда на ринге всякие кмс-ы и мс-ы говорили ему, что он не умеет боксировать, он сбрасывал перчатки и говорил: «Давай!» И никто обычно не соглашался, потому что все знали, чего он стоит на улице. А его, когда он пришел на бокс, учил какой-то дедушка-тренер, еще ветеран войны. И как-то не стандартно учил совсем. Короче, в результате чел никогда не прыгал как боксеры, на ринге просто топтался и выжидал своего часа.
И вот он учил меня своему нокаутирующему удару, которым ложил бычков, в два раза тяжелее его. Для нашей темы, что примечательно? Он выходил на противника как торпеда. Делал резкий толчок ногой, тело летело вперед как таран. А дальше работала рука. Никаких дурацких импульсов, никаких передач импульсов, никакой структуры тела, вообще никакой лабуды из того, чем сегодня пичкают и в единоборствах и в БИ. Никакой работы бедер!!!! Никаких поворотов корпуса для усиления удара! Тело просто летит как таран, и в нем работает одна рука безо всяких прибамбасов «волны» и прочего. Хрясь!!! Контакт! А теперь надо лечь на руку. Весь секрет был или в точке попадания (что не подбородок от слова совсем) или в том, что на удар в момент контакта надо было ложиться телом. Ну, и стандарт советской школы, о котором говорил Кротов – удар идет за противника, а не в него. Все! Этому удару к нему приезжали учиться с разных городов чуваки с легким криминальным привкусом. Им это для жизни надо было. И он им этот удар ставил за ВНИМАНИЕ! 2-3 дня. Это вам не десятилетия пути в тсуки.
Сразу вспоминаю рассказ одного автора канала на Дзене о том, как к нему приехал чел и сказал, что у него есть три дня, чтобы научиться драться. И мастер его дрова заставил рубить, рубить «правильно». Дрова рубить – это правильно, согласен, но зачем же так сложно и так далеко от конечной темы, когда у нас всего три дня?
Тема нашей статьи - ответить на два вопроса – Нужна ли работа телом в ударе? И нужна ли ПРАВИЛЬНАЯ работа телом?
Мне в этом плане гораздо легче, чем всем. Я многостилевик. Я сразу учил два противоположных стиля одновременно. В одном из них, в ударах и других движениях работало все тело по принципу волны, которую я сам же и раскритиковал недавно. Именно потому, что знаю, что такое реальная волна.
А вот во втором стиле тело не работало от слова совсем. Удар тсуки выполнялся исключительно только рукой. И знаете что? Так, а он был реально протыкающим, ломал и ребра и сквозь накачанный пресс мог пройти. А тело при этом напоминало замороженный минтай. Не шелохнется. Позже с подобной техникой я уже столкнулся при изучении стиля Змеи (не совсем китайского). Некоторые удары выполнялись исключительно только рукой. И главное мастерство было при этом – тело даже шелохнуться не должно было. А это, как выяснилось, крайне сложно. Надо было действовать как киборг, как будто рука вообще не твоя, а чужая.
Так как правильно? В предыдущих статьях разразился нешуточный спор между мной и Ириной Несовой, между Ириной Несовой и cissi-laif. И эта дискуссия очень важна для понимания.
Что утверждает Ирина Несова: «Отработка удара тсуки именно с отведением кулака к реверсу ставилась прежде всего задача правильного распределения сил и работы тела, где ключевым моментов являлось хикитэ. Хикитэ несет в себе разную смысловую нагрузку как хватать и тянуть. Сам удар может наносится с разных дистанций и он действительно очень мощный , т.к. наносится по кратчайшей траектории. Сила также зависит от нескольких факторов, а именно плотность позиции, работы бедра, дыхания и так же ментального аспекта… Отработка классического удара цуки приводит к пониманию всех этих техник и правильной работе тела, т.е к пониманию распределения усилий через работу мышц».
Ключевые слова здесь «правильное распределение сил и работы тела», «плотность позиции», «работа бедра», «работа дыхания»… В этих словах вроде бы все очень красиво и правильно, можно сказать вызывает умиление. Но! Если рассмотреть в конкретике…
Прежде всего «работа дыхания». Да – это очень важная и существенная вещь. Но с важной оговоркой. О работе дыхания говорить некорректно, поскольку есть много техник, боевых и опасных техник, в которых главная фишка – это отсутствие дыхания, вернее его задержка. Причем есть задержка на вдохе, и есть задержка на выдохе. Вы представляете себе, что означает задержка дыхания после того, как вы выдохнули воздух?! И зачем нужна такая пытка? В чем ее прикол? А это одна из неких страшных штук и в плане психологии и физиологии. Если противник выдохнул и остановил свое дыхание, никогда к нему не подходите, бо-бо будет. А стиль Орла, где удар делается на вдохе! Короче «работа дыхания» - тема непростая совсем.
«Распределение сил и работы тела». Вот это еще одно из серьезных заблуждений в БИ. Главная цель в БИ – всю силу вложить в противника! Не надо силу распределять внутри себя! Задача уничтожить противника, а не отлаживать свой баланс!
«Плотность позиции». Какая может быть плотность позиции, если я постоянно в движении? В скоростном движении? Хотя, если стоять как столб у дороги, а такая техника тоже имеет место быть, то… Там плотность позиции роль будет играть, но эта техника ограниченного применения, что понимать надо.
Ну, про работу бедра я уже писал в предыдущей статье.
И вот на фоне всего этого, как ни вспомнить комментарии и видео от cissi-laif. Что он объясняет и демонстрирует? Для него удар рукой – это просто удар рукой. Удар ногой - это удар ногой. Он не заморачивается никаким распределением сил, никакими стойками, никакими «волнами» и передачей импульсов и прочей лабудой. Для него главное – это скорость и эффективность. В ударе рукой должна работать прежде всего рука. Если для увеличения силы и скорости понадобится подключить бедро, это будет сделано. Если нет – то нет.
cissi-laif идет очень простым, но довольно эффективным путем. Правильным путем. Но неправильной дорогой… Такой вот каламбур. Я сам все время спорю с ним, но не в плане того, что он делает что-то не то, в плане того, что он способен улучшить свои результаты, а он почему-то это фильтрует.
Ну, идем дальше. Анекдот есть такой: «Мы рады вас приветствовать на борту нашего 9-ти этажного авиалайнера. На третьем этаже у нас спортзал, на четвертом – ресторан, на пятом – бассейн, ну и т.д. А теперь со всей этой хренотенью мы попытаемся взлететь».
Так вот, каратэ, да и у-щу часто напоминают этот авиалайнер. Сначала накрутили, нахимичили кучу сложностей в технике, а теперь думают, как это приспособить к реальному бою. Не получается? Ну, так у нас же боевое искусство, а не драка, мы типа развиваемся, мы выше драки.
Но, возвращаясь к нашему вопросу работы тела в ударе. Так должно тело работать в ударе или нет? Ответ прост. Тело ничего никому не должно. Оно может работать, а может не работать. Все зависит от габаритов противников и применяемой техники, и от логики бойца.
Лучше всего научиться поражать противника одной рукой. Это надежно, и очень скрытно, неожиданно для противника. Ибо удар лучше всего читается по корпусу, а не по руке. А тут – шлёп – и в дамках. Но если противник силен, то этот трюк не прокатит. Тогда подключаем корпус. Противник еще сильнее? Придется добавить ноги.
Я уже как-то говорил об одном знакомом ветеране, который ломал кирпичи, не вставая со стула, ну и еще много чего мог, не вставая со стула. Не было у него ни работы ног (он инвалид), ни работы корпуса, ни выставленной структуры тела. Просто его научили силу прикладывать к противнику, а не распределять внутри себя и не чудить в плане «правильности техники».
В технологии подготовки прежде всего сначала надо научиться бить рукой, безо всякого участия тела. Затем учимся подключать тело. Затем учимся подключать ноги. Все просто.
Так почему все учат по-другому? Да еще и все время про передачу импульсов твердят. Ответ вас обескуражит. Все дело в ходьбе, весе и массе. И тут придется обратиться к антифизике, или физике другой, не совсем нашей.
Встаньте прямо, расслабьте руки, пусть они просто висят плетьми. Вот сейчас масса из рук ушла, но появился вес. А вес – это сила тяжести, и вес тянет руки вниз. Но руки легкие. И вот наступает момент драки. Для того, чтобы запустить руки в дело, их придется поднимать. Поднимать против силы тяжести. Для этого сила нужна и время. А потому у всех мандраж, что они не успеют руки вовремя пустить в дело.
Тогда все идут простым, но очень тутоватым путем – заранее поднимают руки вверх. Якобы от этого они быстрее вступят в дело. Да, у заранее поднятых рук вес пропадает. Но! Появляется масса! И теперь, чтобы сдвинуть руки с места, опять понадобится и сила и время. Короче, поменяли шило на мыло. Так что делать? Надо искать путь, как запустить руки в работу.
Но сила тяжести этому мешает. Сила тяжести не только сковывает движения тела, она также сковывает кровоток и энерготок. Почему, приходя на тренировку, все сначала начинают разогреваться и разминаться? Именно поэтому.
Самолету, чтобы взлететь, нужен разгон. Ракете, чтобы преодолеть силу тяжести, нужна катапульта или специальные двигатели. Это как один магнит оторвать от другого, приходится упираться.
Но у человека есть очень прикольный механизм запуска своей биомеханической системы на холодную, без разогрева. Это ходьба. Нужно всего лишь чуть нарушить равновесие корпуса, и нога сама сделает шаг вперед, чтобы восстановить равновесие. Но корпус уже набрал некую инерцию, которая переходит в другой шаг другой ногой.
И вот тут несколько неожиданно заработают руки. Начинается процесс ходьбы. Левая нога шаг вперед и правая рука сама потянулась вперед, Правая нога шаг вперед – левая рука вперед. Что за хрень такая? Может это и есть передача импульса? Ничего подобного. А как я уже говорил, ноги с руками не связаны напрямую, ничего никуда передаваться не может.
И в чем тут прикол. Как ни странно в и нформационно-энергетической структуре человека. Всякая примитивная биомеханика тут особо не покатит. Я уже не раз говорил о том, что в Китае изучают «ТРИ СОЕДНИЕНИЯ». Три внешних и три внутренних. Три внешних – соединить кисти со стопами, локти с коленями, плечи с корпусом (бедрами). Хитрость в том, что ничего соединять не надо, все изначально уже соединено. Главное – этому не мешать. Поэтому правая кисть соединена с левой стопой, а левая кисть – с правой стопой. Смысл китайских соединений – этому процессу просто не мешать. Но при этом правая стопа соединена и с правой кистью, а левая – с левой.
Суть проста. Как только ноги приходят в движение, кисти рук сразу активируются. Также, как и наоборот. Поэтому ноги создают движение рук, руки создают движение ног. Это один из секретов Запорожского спаса. Когда скоростной вход противника с нескольких метров обеспечивают… руки.
Поэтому итог прост. Если можете поразить противника одной рукой – это высшее мастерство. Если не можете- подключайте корпус. Если и этого не можете – включайте ноги. Если и этого не можете – включайте все подряд.
Это я к чему? Чувствуете как мир перевернулся? Вот всю эту сложную технику и прочую хрень с распределением сил, которую вам втирают в разных секциях… Они не мастеров из вас воспитывают, а лохов!!!! И главное, чтобы лохи лохами и остались!
Вот такой я вредный зверек, который враг всему живому!