Найти тему
Новый очаг

Купи! Купи! Купи! Что делать, если вы не можете купить рёбенку то, что он просит

Как объяснить ребёнку, почему вы не можете прямо сейчас купить именно вот эту вещь.

    Купи! Купи! Купи! Что делать, если вы не можете купить рёбенку то, что он просит
Купи! Купи! Купи! Что делать, если вы не можете купить рёбенку то, что он просит

Голубой ослик

Одна из историй моего детства, которая до сих пор вызывает у моей мамы гамму чувств, – это история про голубого ослика.

Когда мне было примерно три с половиной года, мы отправились в «Детский мир» – просто посмотреть игрушки. Просто посмотреть, потому что тогда оставалось совсем немного денег до маминой зарплаты. Мама предупредила, что мы не сможем сегодня ничего купить, потому что денег очень мало, и я согласно кивнула. Но на полочке стоял Он – голубой пластмассовый ослик с желтыми колесиками и какими-то необыкновенно трогательными ушами.

Продолжение было закономерным, я вцепилась в этого несчастного осла и отказывалась уходить без него.

Мама увещевала, что сейчас нет денег, что мы зашли только посмотреть, что она обязательно купит мне его через неделю, как только получит зарплату. Окружающие увещевали и стыдили маму, что ей всенепременно надо купить игрушку сейчас и не растить ребенка в ощущении бедности, что детям нельзя во всем отказывать, иначе они вырастают закомплексованными.

Чувство вины за то, что они чем-то не могут обеспечить ребенка, тогда было знакомо многим родителям. 80-е все еще оставались эпохой дефицита. Не знаю, каким чудом мама выдержала этот напор, но ушли мы без осла. Мама купила его через неделю, я поиграла им ровно два дня, а потом он мне надоел и был заброшен.

Если ребёнок – дошкольник

Жгучее желание обладать у ребенка-дошкольника часто связано не столько с потребностью именно в этой вещи, сколько с тем, что вещь связывается с каким-то событием или переживанием и именно это переживание хочется удержать.

Поход в «Детский мир» теплым весенним днем был Событием, почти чудом, и мне страстно хотелось оставить себе что-то на память о нем.

Кстати, один из популярных рекламных ходов, когда нам продают не столько вещь, сколько образ жизни. Смотришь на какую-нибудь прекрасную девушку в развевающемся платье, со счастливой улыбкой спешащую на свидание в кафе, сердце екает, платье кажется ну просто божественным, в голове мысль: «Хочу такое!» И не смущает даже, что фасончик и цвет явно не твои и что молодость, влюбленность и ощущение счастья автоматом к платью не прилагаются.

Трудность же подождать для дошкольника в большей степени связана с тем, что чувство времени еще несовершенно. Для него что через час, что завтра, что в конце недели – это почти одинаковое время – «невозможно долго».

Да и опыта совладания с эмоциями не так чтобы много. Что чувствует родитель, когда ребенок со слезами на глазах просит игрушку – сто первую игрушку или такой же самокат, как у Маши, хотя все отличие в том, что у Маши самокат такой же, но только розовый, а не белый? А если ребенок не просто плачет, а у него истерика? Для начала, скорее всего, растерянность, а дальше могут добавиться тревога, бессилие, вина, стыд и злость. Отчасти эти переживания – это то, что мы улавливаем от ребенка, отчасти – наши собственные, связанные с текущей ситуацией или нашим прошлым опытом.

-2
Несмотря на остроту переживаний как ребенка, так и родителя, ничего страшного не происходит.

Ребенок просто сталкивается с разочарованием, с пониманием того, что есть вещи, которые ему недоступны сейчас или в принципе. Понятно, что естественная реакция, когда тебе в чем-то отказывают, – это постараться добиться своего. Стратегии могут быть разными: нежно попросить с глазами котика из «Шрека»; поорать что-нибудь в духе, какая ужасная и черствая мама тебе досталась и что ты теперь точно не будешь есть этот мерзкий суп на обед и вообще уйдешь куда глаза глядят; поплакать и т. д.

Главное, о чем стоит помнить, – вы не становитесь плохим родителем, оттого что не можете или не хотите что-то купить, даже если вы понимаете, что в последнее время у вас плоховато с деньгами и вы, правда, давно не покупали игрушек.

Задача родителя, когда ребенка захлестывают какие-то чувства, – это оставаться рядом и помогать справляться с переживаниями. Помочь справиться – это не значит все бросить и понестись рысью в магазин за вожделенной вещью. Это просто назвать эмоции ребенка и выразить свое понимание и сочувствие.

Иногда родители малышей говорят, что: «Вот я уже и чувства назвала, и пожалела, а он все равно орет или рыдает». Наше участие – это не волшебная таблетка мгновенного действия, это просто послание ребенку: «С тобой происходит вот это, я знаю, что это такое, я умею это выдерживать и буду с тобой рядом». Детям важно, когда взрослые могут выдерживать их переживания, не выходя из себя, не веля немедленно замолчать, не стыдя и не впадая в панику. И, да, взрослый не обязан всегда быть спокойным и понимающим, вы тоже люди, вы тоже можете не справиться со своими эмоциями. Это бывает.

Что может помочь в долгосрочной перспективе?

  • Развитие воображения и игры. Чем лучше развито воображение ребенка, чем лучше он играет, тем менее важны для него становятся внешние атрибуты игрушки. Часто ребенок просит 135-ю куклу не потому, что она так ему нужна, а потому, что он не умеет иначе разнообразить игру.
  • Обилие в жизни подвижных и настольных игр, где есть победа и поражение. Это хорошие тренажеры для того, чтобы научиться справляться с разочарованием.

Как быть с подростками?

С малышами более-менее понятно, а что делать, если подросток просит купить что-то, что вы не можете себе позволить, если он горюет, что по сравнению с одноклассниками он лох?

Про подростков важно понимать, что наличие некоторых вещей для них – это показатель статуса и/или принадлежности, своеобразный код, по которому распознают своих.

Разговоры про то, что не вещи красят человека, что у него масса прекрасных качеств и увлечений, за которые его можно любить и уважать, даже если у него нет айфона, могут помочь в том случае, если в классе есть место разным ценностям, а айфон есть не у всех.

-3

Вот здесь как раз хорошо поговорить про то, как он сам выбирает друзей, точно ли главное для него – наличие у друга крутого телефона? Можно устроить «инвентаризацию» и посмотреть: что классного есть в самом подростке, чем он привлекателен для сверстников?

Если ребенок остро переживает социальное неравенство и чувствует себя хуже одноклассников, можно напомнить о том, что родителей не выбирают и никакой заслуги его одноклассников в том, что они родились у более состоятельных родителей, нет.

Но, если так случилось, что ребенок попал в среду, где других причин для дружбы и уважения, кроме айфона последней модели или брендовых шмоток не существует, увы, все разговоры «о высоком» окажутся бесполезны.

Тут лучше сменить класс. Отдельная история, когда обладание какой-то вещью кажется ребенку спасением от того, что с ним никто не дружит. Тут надо разбираться, как так сложилось, что у ребенка не складываются отношения с одноклассниками. Ребенок не умеет общаться или его травят в классе? В первом случае нужно помочь развить навыки общения, во втором – разбираться с травлей.

Подростки – в силу остроты своих переживаний – могут быть очень бескомпромиссны и резки в своих высказываниях и забывать, что родители тоже живые и кричать им в лицо: «Зачем ты меня родила, если даже на нормальные шмотки заработать не в силах?!» – это жестоко и несправедливо. Важно понимать, что их слова – это не то, как они думают о вас на самом деле, а просто неумелое выражение своих переживаний.

Неумелое – не значит допустимое. Не стоит, пожалуй, жалеть бедную детку, которая так страдает, а потом идти и рыдать ночами в подушку или отказывать себе в покупке нового пальто: «Ничего, как-нибудь обойдусь, зато мой ребенок будет чувствовать себя нормальным». Ребенок, как и взрослый, имеет право на любые чувства, а вот способы их выражения должны быть адекватными. И это то, чему стоит учить.

Надежда Папудогло,

Мне как-то очень повезло с ребенком. Ему уже семь, но ни разу у нас не было истерик: «Купите это немедленно». Я достаточно рано стала объяснять, что и сколько стоит, откуда в семье деньги, в семь ребенок уже хорошо понимает структуру наших доходов и расходов, знает, что вода, свет и прочее стоят денег, хорошо понимает, что мы и сами не покупаем ничего лишнего.

Мы редко ходим по магазинам, почти не бываем в ТЦ, но зато часто делаем ребенку подарки – у него есть почти всё из мира игр и игрушек, о чем он мечтал (а это, в основном, «Лего», настолки и маленькие машинки).

Я бы не назвала это экономией, просто не вижу смысла в постоянной закупке того, что, по сути, нам не так уж и нужно. Лучше потратить деньги на путешествия – тут у нас солидарное семейное мнение. Иногда у ребенка бывают «дорогие» мечты, например, игровая приставка. Он очень спокойно сказал, что хотел бы, но вот будет день рождения, может, тогда. Приставку я в итоге купила, чтобы порадовать нас всех в этой карантинной лихорадке