Найти тему

Почему золотая медалистка Академии художеств Софья Сухово-Кобылина поехала в Италию за свой счет?

Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Бывают же семьи, где все дети вырастают творческими, талантливыми людьми! Разумеется, важно воспитание, но тут, несомненно, и гены. Семья Сухово-Кобылиных была такой. Все знают драматурга Александра Васильевича Сухово-Кобылина, его пьесы и сейчас не сходят со сцены. У него было три сестры, две из них тоже стали известными — Евгения как писательница, а Софья — как художница. Вот о ней я тут и расскажу.

Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.

Софья Сухово-Кобылина. «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая а Актовом зале Академии художеств большую золотую медаль за пейзажи с натуры”», 1854.
Софья Сухово-Кобылина. «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая а Актовом зале Академии художеств большую золотую медаль за пейзажи с натуры”», 1854.

В 1854 году Софья написала автобиографическую картину, в которой запечатлела вручение ей большой золотой медали Академии художеств за два пейзажа с крымскими видами и картину «Сосновый бор в окрестностях Мурома». Мы видим торжественное собрание в актовом зале этого учебного заведения, множество студентов и преподавателей, все — мужчины, и девушку в белом нарядном платье, которой ректор вручает медаль. Это было знаменательное событие не только лично для Софьи, но и для российского общества в целом, поскольку она стала первой женщиной, окончившей Академию художеств с золотой медалью.

Не удивительно, что художница решила сохранить это событие в картине.

Пимен Орлов. "Портрет сестёр Сухово-Кобылиных: Елизаветы (писательница Евгения Тур), Софьи (художница) и Евдокии (Петрово-Соловово)". 1847.
Пимен Орлов. "Портрет сестёр Сухово-Кобылиных: Елизаветы (писательница Евгения Тур), Софьи (художница) и Евдокии (Петрово-Соловово)". 1847.

Поступлению Софьи в Академию способствовал ее учитель, художник-пейзажист Егор Мейер, который сразу понял, что его ученица обладает художественным талантом. Как я уже говорила выше, вся семья была талантлива. Красавицы-сестры были образованными, думающими девушками. Художник Пимен Орлов изобразил их всех вместе в 1847 году. Софья здесь стоит в центре, на ней бело-розовое платье и потрясающе тонкая талия (даже с учетом корсета).

В том же году художница написала свой автопортрет, и здесь образ Софьи совсем другой: она в скромном коричневом платье стоит за мольбертом. Видно, что идет работа над пейзажем, похоже, что крымским.

Софья Сухово-Кобылина. «Автопортрет», 1847 год,
Софья Сухово-Кобылина. «Автопортрет», 1847 год,

Отличный автопортрет, преподнесенный как жанровое полотно. Софья показала и детали интерьера, так что зритель как бы заглядывает в комнату, где девушка живет и творит.

В 1857 году, через три года после окончания Академии, Софья уехала в Италию. Вообще-то поездкой в эту страну было принято награждать всех золотых медалистов, но по тогдашним российским законам женщина не могла выезжать за границу одна, без сопровождения мужчины. Да у нее и не было паспорта. Так что Академия не финансировала ее поездку. Софья поехала на свои деньги, ее сопровождал брат. Она обосновалась в Риме и больше не вернулась в Россию. Ее дом стал салоном, притягивающим творческих личностей, не только русских. Софья активно творила, она писала пейзажи, портреты, жанровые картины.

Увы, в 42 года художница умерла. Такой ранний уход... На посмертной выставке были представлены 174 работы. Почти все они были приобретены музеями и частными коллекционерами.

#искусство #культура #история

Читайте еще на моем канале:

Кто этот виолончелист с портрета Карла Брюллова

Какими Минин и Пожарский представлены в искусстве, помимо известного памятника