В рамках обществознания изучается вопрос — научное познание. Это отдельная категория познавательного процесса, целью которого является выработка системы знаний об обществе, человеке и природе.
Ключевое отличие данной вида от иных направлений познавательной деятельности — системная организованность и обоснованность.
Основные характеристики научного познания
В основе рассматриваемого понятия лежит та сфера человеческой деятельности, которая вырабатывает и систематизирует сведения об окружающем мире и обществе. Ее называют наукой.
Цель науки — получение новых данных, позволяющих изменять мир и наполнять духовное содержание человека.
Познавательная деятельность в науке основана на базовых принципах:
- Использование особых способов (научных инструментов).
- Объективность и достоверность (принятие информации об окружающей среде в том, виде, что она существует, независимо от субъективного восприятия).
- Проверяемость (полученная информация должна подтверждаться другими сведениями).
- Рациональная критика (с опорой на доказательства, аргументы).
- Системность и непротиворечивость.
- Причинность и относительность — необходимость установления причинно-следственных связей, допущение относительности учения и возможности дополнений в связи с развитием человеческого разума.
Основной характеристикой рассматриваемого понятия является универсальность. Предметом исследования может стать любое явление в мире. Любые процессы и феномены (от сознания до хозяйственных отношений) могут стать предметом изучения, и к нему будут применяться общие принципы, разработанные для данной категории.
Само понятие науки многогранно. Ее можно рассматривать как вид деятельности, совокупность знаний или отдельный социальный институт.
Система знаний предполагает накопление информации об окружающем мире и обществе и критический анализ полученных данных.
Раскрывая сущность данного типа познавательной деятельности, следует остановиться на таких его компонентах как уровни, формы, методы.
Уровни научного познания
Рассматриваемая категория научного познания исследуется на двух уровнях: эмпирическом (основанном на опыте) и теоретическом. Эмпирический срез предполагает изучение предмета с точки зрения объективных связей.
На теоретическом подуровне происходит разработка базовых закономерностей, постулатов, принципов, выявление скрытых взаимосвязей.
Формы научного познания
Любой объективный факт отражается в субъективном человеческом сознании. Именно человек описывает событие, явление. Его называют научным фактом.
Эмпирический закон — всеобщее, конкретное и объективное понятие. Оно устанавливает взаимосвязь между объектами и явлениями. Обе формы относятся к эмпирическим.
Теоретическое учение опирается на проблему, гипотезу, теорию.
Гипотезой называется предположение объяснения каких-либо взаимосвязей, процессов. Она базируется на теоретическом обосновании и эксперименте. Ее задача — толкование события, явления, очевидно противоречащего объективным данным.
Теория дает целостное отображение действительности в определенной области. Разновидностью формы является проблема. Это формулировка вопроса, требующего решения.
Методы научного познания
Основные способы познавательного исследования на эмпирическом уровне — наблюдение и эксперимент. Методы научного познания взаимосвязаны, их отличие в том, что наблюдение предполагает исследование явлений и объектов с опорой на чувственное восприятие.
Никакого воздействия на предмет в данном случае не ведется. При эксперименте исследуемое явление подвергается воздействию. Происходит намеренное нарушение естественного хода событий с целью последующего наблюдения за изменениями.
Перечень теоретических методов включает следующие позиции:
- Исторический подход — исследование с учетом хронологии.
- Логистический подход — анализ с опорой на теорию, согласованность звеньев цепи, единый подход к каждому компоненту системы.
- Формализация — уточнение через сопоставление с конструкциями материального мира. Содержание при таком подходе выражается в формате символов и знаков.
- Математизация — использование измерительных способов, числовых правил, отождествление материальных предметов с определенными цифровыми значениями.
Помимо собственных инструментов научное познание опирается на универсальные методы. К таковым относятся моделирование, абстрагирование, анализ, синтез. Особое место занимают дедуктивные и индуктивные заключения.
Суть дедукции и индукции состоит в том, что истинность какого-либо положения считается доказанной, если не вызывает сомнение истинность ведущих к нему посылок. Также применяются аналогия, сравнение, измерение.
Рекомендуем Вам наши следующие статьи. Они подобраны специально для Вас.
Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
5 основных приемов скорочтения
___________________________________________________________________________________
Записаться на курсы ЕГЭ и ОГЭ TwoStu со СКИДКОЙ 25% здесь: